УСТАНОВОЧНЫЕ ЛЕКЦИИ
Вопрос 1. Задачи, функции и структура PR-служб в современных органах государственного и муниципального управления
- АКТУАЛЬНОСТЬ
Возможность диалога государства и гражданского общества должна обязательно воплощаться в реальность. Население должно доверять власти, являться главным катализатором и проводником реформ и изменений, которые должны происходить/происходят в обществе. По сути, в связи с современными особенностями развития как России, так и всего мира власти необходимо находить общий язык с общественностью. Серьезный отпечаток в этой связи наложило формирование гражданского общества и превращение его во влиятельный сектор современной политики. Одним из средств, позволяющих наладить эффективный диалог власти и населения, являются ПР, которые в данном случае являются двусторонней коммуникацией, позволяющей гармонизировать отношения в обществе и корректировать политические решения еще до возникновения отрицательных ситуаций коммуникационного характера (например, возмущения на Болотной площади и т.п).
|
|
В настоящее время Россия является демократическим государством, которое находится на стадии развития:
«Для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии. При этом хочу сказать и даже подчеркнуть: мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всём мире. Однако российская демократия – это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне». (Послание Путина Федеральному собранию 12.12.12 г.)
«Смысл конституционной нормы о социальном государстве – именно во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны.» (Послание Путина Федеральному собрании. 12.12.13 г.)
Все современные демократии опираются на свободу информации и политический плюрализм, стремятся к честному диалогу и установлению консенсуса в обществе. По сути дела, современный подход предполагает, что власть и общество выступают как партнеры, а связи с общественностью являются активным посредником и организатором двусторонней коммуникации на основе принципов обратной связи. В связи с этим государственной властью разрабатываются различные программы, которые содержат стратегические для страны направления ее развития: Приоритетные национальные проекты, Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, Административная реформа, реформа местного самоуправления и другие. Кроме того, приняты определенные ФЗ, которые также призваны улучшить качество диалога между властью и населением, а именно: ФЗ от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также ФЗ от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
|
|
Являясь стратегическими и важными для развития страны, эти документы задают направления развития на всех уровнях власти: как на государственном, так и на муниципальном, который является наиболее приближенным к населению, а потому очень важным. Реализация подобных программ требует соответствующей поддержки со стороны граждан для их эффективной реализации. В данном процессе информирования и установления диалога с населением неотъемлемой и важнейшей становится деятельность ПР-служб органов власти. При этом есть некоторое отличие, с точки зрения взаимоотношений с населением: органы власти субъектов Федерации более удалены от населения по сравнению с органами местного самоуправления, т.к. именно уровень местного самоуправления является наиболее приближенным к населению, он расположен на «переднем плане».
Важность деятельности ПР-служб в органах власти подчеркивает и Президент РФ Владимир Путин. Так, в Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года он подчеркнул, что «ключевыми для новой модели госуправления должны стать следующие принципы:
- ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы.
- повсеместное внедрение новых форм и методов контроля. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан» (Послание Президента от 12.12.12).
Данная тема получила свое продолжение и в рамках Послания Президента 2013 года, где Путин обозначил особую роль местного самоуправления во взаимодействии власти с гражданами. А это невозможно без выстраивания эффективного диалога между властью и населением, то есть невозможно без ПР-деятельности.
Возрастает роль ПР и в связи с антикоррупционной деятельностью в стране: «Необходимо ввести публичную отчётность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была».(Послание Президента 12.12.12).
Причем, по мнению Президента РФ, одним из важнейших составляющих эффективной деятельности государства в целом и органов власти в частности является имидж власти, ее авторитет: «Подчеркну, моральный авторитет государства – это базовое условие развития России». (Послание Президента 12.12.12г.)
Данные задачи и направления являются одними из основных в деятельности ПР-служб органов власти. Поэтому изучение основных принципов и направлений деятельности ПР-служб органов власти является чрезвычайно актуальным в настоящее время.
Кроме того, вопросы взаимодействия органов власти с населением всегда имеют актуальность, особенно в настоящий период, когда происходит процесс реформирования власти (ФЗ № 131, а также административная реформа. ФЗ – местное самоуправление, административная реформа – реформа органов государственной власти на уровне субъектов Федерации).
Так, проведенные за последние несколько лет социологические исследования в Томской области показывают, что во взаимоотношениях органов власти и населения Томской области, как и в других регионах России, существуют определенные проблемы коммуникативного характера. В частности, отчужденность власти от населения, низкий уровень доверия органам власти, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. В результате, наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов власти.
|
|
Указанные факторы свидетельствуют о необходимости изучения основных направлений деятельности ПР-служб органов власти.
- Определение, функции и принципы ПР
Социальная жизнь начинается с коммуникации. По подсчетам известного в России учебника «Основы менеджмента», большинство руководителей считают, что коммуникации являются главным условием на пути достижения эффективности их организаций. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Именно коммуникация служит средством включения организации во внешнюю среду, обеспечивает ей необходимый уровень взаимодействия с окружающими аудиториями, без общения с которыми невозможно или бессмысленно существование организации, - потребителями, поставщиками, финансистами, избирателями. [23, c.56]
Коммуникация – это, прежде всего, одна из форм взаимодействия людей в процессе общения. Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации. Учитывая позиции тех и других, коммуникацию можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Процесс коммуникации является неотъемлемой частью связей с общественностью.
Связи с общественностью – «паблик рилейшнз» (ПР) – во всем мире известны в качестве важного элемента взаимоотношений между органами власти и контактными аудиториями. ПР – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом.
|
|
ПР – управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которых зависит успех функционирования этой организации. Современный ПР – это профессионально организованная деятельность по управлению общественным мнением за счет эффективной коммуникации между организацией и общественностью.
Связи с общественностью являются дисциплиной, которая соединяет в себе как социологические, так и экономические аспекты. Основная задача связей с общественностью заключается в налаживании отношений между различными аудиториями, зачастую противоположными по своим интересам и задачам.
В начале XX столетия коммуникативной функции не уделялось достаточного внимания, а ее реализация считалась абсолютно естественной вещью. Однако в 1913 г. американский экономист Томас Вейл пришел к выводу, что «компании могут жить и развиваться только с согласия их аудитории». Так зародились связи с общественностью – коммуникативная наука, изучающая различные социальные группы и их представление о том или ином явлении. При этом следует отметить, что связи с общественностью не просто исследует явления и их общественную природу, но и создает методы, позволяющие скорректировать ситуацию в зависимости от намеченных целей.
Следовательно, связи с общественностью предполагают создание доверительных отношений к явлению, проекту или личности. Выработка политики связей с общественностью начинается с согласия примирить интересы как государства в целом, так и отдельных его органов и должностных лиц с интересами тех, от кого зависит их развитие. Осуществление политики связей с общественностью заключается в том, чтобы после примирения этих интересов выработать и реализовать такую коммуникационную программу, которая позволила бы в дальнейшем устанавливать и поддерживать открытые отношения со всей совокупностью целевой аудитории. Поскольку в настоящее время наблюдается отчуждение власти от населения и низкий авторитет власти, то деятельность ПР-служб необходимо для изменения знаний целевой аудитории и, как следствие, увеличение доверия к власти. А «моральный авторитет государства» является, по мнению Президента РФ, «базовым условием развития России» (Послание 12.12.12).
Само по себе словосочетание «связи с общественностью» предполагает работу с довольно широким кругом людей. Классики теории связей с общественностью выделяют два основных уровня работы с общественностью: внутренний и внешний. Соответственно общественность классифицируют как внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя общественность включает в себя всех работающих в рамках того или иного органа власти, той или иной компании или корпорации.
К внешней общественности относят: политические партии, органы власти разного уровня, население, СМИ, общественные организации, бизнес-структуры и т.п.
Можно классифицировать целевые аудитории и по степени их вовлеченности в коммуникационный процесс. Так, выделяют ключевую, или «ядерную», аудиторию, т. е. ту, на которую осуществляется основное информационное воздействие. Также можно выделять вторичные и третичные аудитории по степени их включения.
- Основные задачи, функции и направления деятельности ПР-службы в органах власти
Принципы отношения государственной службы и населения в демократическом обществе:
1. уважение и близость к гражданам;
2. нет принуждения, а есть договор (сотрудничество).
3. граждане рассматриваются как субъект управления, а не как пассивный объект.
Основной целью деятельности ПР-службы в органах власти является повышение авторитета власти (формирование позитивного имиджа), преодоление отчуждения власти от населения, т.к. существует определенная закономерность: политическую систему можно считать стабильной только, если население добровольно признает ее власть.
Таким образом, все население заинтересовано в стабильном государстве, следовательно, наличие авторитета у власти – в интересах всего общества. В настоящее время уровень доверия власти со стороны населения низок.
Причины отчуждения власти от населения:
1. коммуникативная – органы власти не могут доходчиво объяснить суть принимаемых решений и своих действий. А также цели и мотивы своей деятельности. В результате, не происходит формирование адекватного представления о деятельности власти у граждан.
2. организационная – органы власти не могут организовать исполнение принятых решений.
3. социальная – наличие стереотипов, согласно которым государственная службы работает на себя, свои интересы.
4. национально-исторические – проявление бунтарского отношения к власти, стремление ей противостоять.
Исходя из данных причин, можно выделить основную цель деятельности ПР-служб в органах власти – повышение авторитета власти у населения, преодоление отчуждения между властью и населением.
Для реализации данной цели ПР-службы осуществляют следующие функции:
Как правило, выделяют четыре основных функции ПР-службы:
1. Аналитико-прогностическая:
-изучение проблем населения
- выявление существующих представлений об органах власти;
- разработка рекомендаций по принятию властных решений, программы действий, подготовке концепций и программ социально-экономического развития; прогнозирование общественной реакции, общественно-политических процессов;
- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
-разработка системы антикризисных мероприятий.
2. Информационная – предоставление общественности информации о деятельности органов власти посредством СМИ (принцип открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих закреплены в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ). ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.95 г., с изменениями на 16 октября 2006г., 12 мая 2009 г. предусматривает, что государственные СМИ обязаны публиковать сообщения федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст.5 данного Закона, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее, чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее, чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий:
- обращений и заявлений Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;
- торжественной церемонии вступления в должность Президента РФ;
- открытия первого заседания Совета Федерации и первого заседания Государственной Думы, нового Правительства РФ
Статья 9 регламентирует выступления членов Совета Федерации в депутатов Государственной Думы в государственных и региональных СМИ. Эти СМИ должны по просьбе члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для его работы его депутатским объединением в ГосДуме, предоставлять им возможность выступления их по месту их избрания один раз в два месяца по ТВ и 1 раз в месяц – по радио. По настоянию депутата передача может быть осуществлена без предварительной записи (прямой эфир).
В соответствии со ст.10 государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из российских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в ГосДуме. Продолжительность каждой такой телепрограммы должна быть не менее 45 минут, а радиопрограммы – не менее 30 минут.
И, наконец, статья 13 этого Закона устанавливает, что тематические теле- и радиопрограммы государственных СМИ о деятельности органов государственной власти РФ не могут прерываться рекламными материалами или сообщениями.
Кроме того, современная информационная политика органов государственной власти и органов местного самоуправления РФ неотъемлемо связана с реализацией стратегии социально-экономического развития России (Стратегия-2020) и актуальными процессами в политической сфере. Результатами информационной политики должны стать:
- осведомленность граждан о содержании Стратегии;
- понимание ее основных направлений: дальнейшее развитие приоритетных национальных проектов, рост доходов в бюджетной сфере, улучшение демографической ситуации, снижение инфляции, развитие инновационной экономики, развитие малого и среднего бизнеса, укрепление системы безопасности государства, отстаивание национальных интересов страны во внешнеполитическом курсе;
- одобрение и поддержка выбранного курса развития страны;
- участие граждан в реализации Стратегии.
Стратегия-2020 будет совершенствоваться и дополняться с учетом предложений институтов гражданского общества, хозяйствующих субъектов, населения. В этой связи именно от грамотной информационной политики государства зависит качество предстоящего социального диалога, его результативность и эффективность.
На уровне регионов информационная политика предполагает по аналогии информационное сопровождение программ социально-экономического развития территорий, целевых программ.
3. Коммуникативная:
- установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и их объединениями (один из принципов гражданской службы – взаимодействие с общественными объединениями и гражданами: ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст.4). Реализуется посредством проведения встреч, работы общественной приемной и т.п.
-улучшение связей внутри аппарата органа власти.
Важно отметить, что коммуникативная функция является ведущей для ПР-служб органов власти на местном уровне.
4. Воспитательно-просветительская:
-развитие гражданской активности и инициативы;
-формирование правовой культуры;
-формирование авторитета власти, чувства патриотизма, ценностей в обществе (семьи, людей труда, уважения к старшим и проч.);
-формирование корпоративной культуры в аппарате органа власти.
По мнению авторов, рассматривающих структуру и функции ПР-служб в органах государственной власти, структура службы по связям с общественностью определяется в первую очередь той функциональной нагрузкой, которая необходима для выполнения задач службы.
В зависимости от уровня органа власти те или иные органы власти в большей или меньшей степени реализуют те или иные функции:
Федеральные органы власти в большей степени реализуют аналитико-прогностическую и информационную функции. Это связано с тем, что именно на данном уровне управления разрабатываются стратегии и осуществляются опосредованные контакты.
Местные органы власти в большей степени реализуют коммуникативную функцию – т.к. это «передний край» взаимоотношений с населением.
4. СТРУКТУРА ПР-СЛУЖБ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Возможны различные структурные организации ПР-служб: департаменты, комитеты, отделы и т.п.
Руководитель ПР-службы, как правило, находится в звании заместителя руководителя организации.
Основные принципы проектирования ПР-служб:
1. по функциям;
2. по сферам отношений с общественностью;
3. ПР-службы, которые координируют деятельность ПР-специалистов в структурных подразделениях.
Принято различать:
1. централизованную модель;
2. децентрализованную модель ПР-службы в органах власти.
Централизованная модель: в аппарате органа власти существует одна ПР-служба, которая обслуживает орган власти в целом, его руководителя и отдельные департаменты и комитеты. Ее основным преимуществом является возможность проводить единую коммуникативную политику и формировать целостный образ органа управления.
Децентрализованная модель: каждый департамент или комитет имеет своего ПР-специалиста, но при этом сохраняется общая служба, которая в таком случае немногочисленна. В данной модели ПР-специалисты занимаются оперативным информированием и организацией контактов, общая служба при этом выполняет аналитико-прогностическую, методическую и координационную функции. Главными достоинствами данной модели являются оперативность и компетентность подачи информации. Именно эта модель является развивающейся в настоящее время.