Понятие жизненного цикла проекта

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития проекта образуют жизненный цикл проекта. Общая схема жизненного цикла проекта Жиз. цик. Проекта – полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребности контроля со стороны организации.

Рассмотрим теперь состав и содержание работ четырех фаз жизненного цикла проекта:

• Начальная фаза (концепция)

• Фаза разработки

• Фаза реализации

• Фаза завершения.

Начальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является разработка концепции проекта, включающая:

• Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предва-рительное обследование).

• Выявление потребности в изменениях (проекте).

• Определение проекта:

- цели, задачи, результаты,

- основные требования, ограничительные условия, критерии,

- уровень риска,

- окружение проекта, потенциальные участники,

- требуемые время, ресурсы, средства и др.

• Определение и сравнительная оценка альтернатив.

• Представление предложений, их апробация и экспертиза.

• Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

Фаза разработки. Главным содержанием этой фазы является разработка

основных компонент проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание работ этой фазы:

• Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.

• Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требо-ваний заказчика и владельцев проекта, других ключевых участников.

• Развитие концепции и разработка основного содержания проекта:

• конечные результат(ы) и продукты),

• стандарты качества,

• структура проекта,

• основные работы,

• требуемые ресурсы.

• Структурное планирование, в т.ч.:

• декомпозиция проекта, в т.ч. WBS,

• календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,

• смета и бюджет проекта,

• потребность в ресурсах,

• процедуры УП и техника контроля,

• определение и распределение рисков.

• Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.

• Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.

• Представление проектной разработки.

• Получение одобрения на продолжение работ.

Фаза реализации проекта. Главное содержание этой фазы следует из ее наименования - выполнение основных работ проекта, необходимых для достиже-ния цели проекта. Основными работами этой фазы являются:

• Организация и проведение торгов, заключение контрактов.

• Полный ввод в действие разработанной системы УП.

• Организация выполнения работ.

• Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.

• Ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды (участников) проекта.

• Детальное проектирование и технические спецификации.

• Оперативное планирование работ.

• Установление системы информационного контроля за ходом работ.

• Организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, покупками, поставками.

• Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т.ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ).

• Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:

• ход работ, их темпы,

• качество работ и проекта,

• продолжительность и сроки,

• стоимость и другие показатели.

• Решение возникающих проблем и задач.

Завершающая фаза или окончание проекта. На этой фазе достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и разрешение конфликтов и закрытие проекта. Основное содержание работ этой фазы, как правило, состоит в следующем:

• Планирование процесса завершения проекта.

• Эксплуатационные испытания окончательного продукта (ов) проекта.

• Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.

• Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.

• Оценка результатов проекта и подведение итогов.

• Подготовка итоговых документов.

• Закрытие работ и проекта.

• Разрешение конфликтных ситуаций.

• Реализация оставшихся ресурсов.

• Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.

• Расформирование команды проекта.

Заметим, что последние три фазы могут выполняться с совмещением работ во времени - по последовательно-параллельной схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: