Форма организации обучения – способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы.
Форма обучения – способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение).
В школе основной формой организации обучения является классно-урочная система.
Школьный класс – способ организации функционирования школы как образовательного учреждения, заключающийся в объединении обучающихся в группы постоянного / сменного состава в соответствии с различными критериями (возраст, уровень обученности, уровень обучаемости и др.), которые встречаются на регулярной основе для совместного изучения какого-либо предмета.
Урок – период времени, в течение которого класс обучающихся изучает под руководством преподавателя образовательный предмет.
|
|
В вузах распространена лекционно-семинарская система обучения.
Лекция – форма организации образовательного процесса путем передачи в систематизированном и структурированном виде информации, знаний и потенциального опыта решения проблем в данной предметной области от эксперта (лектора) к обучающимся в целях их дальнейшего использования.
Семинар – форма организации совместной работы группы студентов, занимающихся углубленным изучением темы или вовлеченных в исследовательскую работу в данном направлении, под общим руководством одного или более лидеров (координаторов семинара), включая постановку, анализ, обсуждение и решение проблем, обобщение полученных результатов
Основные организационные формы асинхронного и синхронного обучения – микролекции, вебинары и веб-конференции.
Задания для самоконтроля
1. Сформулируйте определения понятий "форма обучения", "форма организации обучения", "система форм организации обучения"; проанализируйте функции систем форм организации обучения; опишите различные подходы к классификации форм обучения.
2. Дайте характеристику классно-урочной системы обучения как основной системы форм обучения в школе; опишите основные категории требований, предъявляемых к уроку; изучите типологии уроков; охарактеризуйте этапы комбинированного урока; опишите основные элементы плана урока.
3. Дайте характеристику лекционно-семинарской системы обучения как основной системы форм обучения в вузе; проанализируйте возможности использования данной формы обучения в школе.