Типичными структурами сбытовых подразделений промышленных предприятий являются: функциональная, товарная, смешанная

На предприятиях с неширокой номенклатурой, большим или средним объемом выпускаемой продукции структуру отдела сбыта можно охарактеризовать как функциональную (рис. 3.2).

Рис. 3.2 - Функциональная структура отдела сбыта

Для крупных предприятий с многономенклатурным производством и значительным объемом выпуска продукции структура отдела сбыта может быть организована по товарам (номенклатуре выпускаемой продукции), либо по функциям и товарам. В последнем случае имеет место смешанная структура отдела сбыта. При товарной специализации каждая товарная группа выполняет все сбытовые функции (от заключения договоров до выписки расчетных документов) в пределах номенклатурной группы выпускаемой продукции. При смешанной структуре отдела сбыта в его составе могут быть: бюро заказов и планирования, диспетчерское бюро, тароупаковочный цех или участок, цех экспедиции и отгрузки готовой продукции, участок консервации и упаковки, группа или бюро экспорта продукции, а также ряд товарных бюро, специализирующихся по номенклатуре выпускаемой продукции. Каждому бюро подчинен склад готовой продукции. Склады готовой продукции принимают изготовленную продукцию у производственных цехов, осуществляют ее хранение, комплектуют партии товаров по грузополучателям и готовят к отправке, организуют погрузку отправляемой продукции в транспортные средства, оформляют необходимую приходно-расходную документацию и ведут оперативный учет поступления и отпуска готовой продукции.

В последние годы, в связи с ориентацией на рыночные отношения в России возникли изменения в организационной структуре отделов сбыта и ОМТС. Так, существуют предприятия, создающие вместо этих отделов торговые дома, занимающиеся закупкой материальных ресурсов и сбытом готовой продукции предприятия. К примеру, торговый дом организован на крупном металлургическом предприятии ОАО “Верх- Исетский завод”.

Некоторые предприятия создали отделы торговли, которые занимаются продажей товаров через собственную сеть фирменных магазинов. Причем, на этих предприятиях функционируют и отделы сбыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: