ПТРК FGM-148 Javelin. Источник: warfare.ru

Завтра поражение целей в едином разведывательно-информационном пространстве станет осуществляться точнейшими боеприпасами индивидуального наведения (один объект – один боеприпас), в том числе гиперзвуковыми (десятки километров – единицы секунд). Реализуется принцип избирательности – поражаться будут не все пусковые уста-новки зенитного дивизиона сразу, а в первую очередь пункт управления, возможно, средст-вами радиоэлектронной борьбы. Послезавтра цели станут поражать мгновенно оружием направленной энергии (лазерным, пучковым, радиочастотным и т. п.) с использованием воздушных и космических ретрансляторов. Кибероружие позволит также мгновенно вывести из строя все системы управления противника, а избирательность поражения с использованием бионанотехнологического оружия достигнет уровня устранения конкретно-го «капрала Джона Смита» нажатием кнопки.

Начиная с 2010 года проходили апробацию разработки московского Специализиро-ванного опытно-конструкторского бюро систем и средств измерений «Вектор» автоматизи-рованной системы мониторинга местоположения подвижных объектов с использованием спутниковых навигационных систем ГЛOHACC/GPS. Эта система предназначена для оперативного контроля в мирное время (с отображением на электронных цифровых картах) местоположения и скорости движения контролируемых транспортных средств (КТС), накопления, хранения и обработки указанных данных с целью их предоставления для анализа результатов использования КТС. Система мониторинга местоположения подвиж-ных объектов с использованием спутниковых навигационных система ГЛОНАСС позволяет осуществлять мониторинг и управление автомобильными колоннами при выполнении задачи по доставке боеприпасов, горючего и продовольствия к месту учебных боевых действий. При необходимости это оборудование может монтироваться и на бронетехнику. Указанные комплексы в разы повышают безопасность выполнения воинских перевозок, что особенно актуально в условиях выполнения боевых и специальных операций, и увеличи-вают эффективность управления перемещением транспорта. Во время обеих кавказских кампаний часто осуществлялись нападения боевиков на отставшие от своих армейские автомобили и даже целые колонны, двигавшиеся на удалении от базовых районов. Это стало одной из причин внедрения в армии подобной техники. Современная аппаратура позиционирования позволит объективно контролировать местоположение автомобилей, находящихся вдали от пункта постоянной дислокации. Привязанные ко времени данные о местоположении контролируемых транспортных средств передаются по каналам сотовой связи стандарта GSM от абонентов в диспетчерский центр. При этом обеспечивается техническое закрытие передаваемой информации. На электронных картах местности указываются скорость, направление движения и даже время остановок и их продолжи-тельность. Техника позволяет формировать и осуществлять автоматический контроль маршрутов и расписания движения, без промедления сигнализировать об отклонении от заданного маршрута. Кроме того, у водителя есть возможность подать сигнал тревоги при возникновении нештатной ситуации.

Требует пересмотра и система подготовки специалистов: даже при всем желании, даже при самой высокой интенсивности обучения призывник, который служит год, не в состоянии освоить такие профессии, которые сегодня требуются при работе со сложными системами. Или необходимо увеличивать срок военной службы, или набирать больше конт-рактников. Процесс подготовки военных профессионалов требует значительных затрат. Эксперты озабочены и тем, что увеличение доли контрактников в армии ведет к уменьше-нию подготавливаемых из числа призывников мобилизационных резервов, которые в случае особого периода должны пополнять войска. Увеличение доли профессионалов в армии должно быть соответственно сопряжено с подготовкой резервистов. А для этого также нужны значительные бюджетные средства.

Российский Совет по международным делам (РСМД) – эксперт Валерий Алексеев –

утверждает, что в ближайшие 10-15 лет с большой долей вероятности возможен российско-американский военный конфликт. Череда арабских революций, создание пояса нестабиль-ности, гражданская война в Сирии, отягощенная иностранным вмешательством, опыт двух чеченский войн и контртеррористической операции на Северном Кавказе дали повод для сценария будущего распространения пояса нестабильности в подбрюшье России в Среднюю Азию и собственно на территорию Российской Федерации на Северный Кавказ и в Поволжье. Конфликт на этнической почве в Бирюлево в Москве дал повод алармистскому прогнозированию некой будущей войны на территории России между "коренным" населе-нием и мигрантами. Вероятность локального военного конфликта Российской Федерации и США с использованием регулярных вооруженных сил с обеих сторон прогнозируются по следующим условиям:

- военный конфликт между США и РФ проходит в некоем далеком от центра

периферийном районе;

- столкновение между США и РФ опосредовано некоей третьей силой, выступающей на

стороне американцев, т. е. военный конфликт РФ и США имеет непрямой характер.

Возможно вступление США в военные действия на заключительной фазе;

- военные действия будут вестись на базе обычных вооружений, возможно ограниченное

применение ядерного оружия.


F/A-18E Super Hornet готовится совершить посадку на палубу авианосца USS Nimitz Источник: strategypage.com

Каждый из участников конфликта преследует собственные цели. США – создание

условий для дестабилизации РФ и изменения мирового порядка. Россия - легитимации в глазах населения общественной системы, возникшей после 1991 года, и продолжение диалога с США на базе собственных интересов. У третьего участника конфликта на стороне США могут быть собственные интересы. Возможный военный конфликт между РФ и США не перерастёт в тотальную войну, но может привести к таким результатам, что каждая из участвующих в конфликте сторон объявит его результаты своей победой. Базовыми причи-нами конфликта может стать то, что до сих пор мирные российско-американские отношения ходят по кругу, не давая преимущества ни одной из сторон. Лидеры России и США обсужда-ют, по сути, те же проблемы, что и в конце 1980-х годов: снижение накала конфронтаци-онной риторики, возобновление переговоров по контролю над вооружениями, установление экономических контактов, что чревато военным конфликтом с большой вероятностью его реализации. Ни одна из сторон в настоящее время не способна решить свои базовые геополитические и стратегические цели на континенте Евразия, поэтому борьба приняла позиционный характер с опорой на фактор времени.

После 1990 года США заявили о намерении создать новый мировой порядок при неформальном американском лидерстве. Объективными причинами российско-американ-ской конфронтации является существование российского военного потенциала, способного технически уничтожить США, и способность РФ посредством СБ ООН блокировать решения американцев. Россия не признает американского лидерства и без решения "российской проблемы" США не могут реализовать свой проект глобального миропорядка. Россия выступает инициатором формальных и неформальных коалиций, призванных блокировать политику США. Кроме того, Россия проводит независимую от США коммерче-скую политику в области экспорта военных технологий. Она выступает донором технологий для стран, желающих создать силовые потенциалы с целью противодействия Вашингтону. Стартом нового витка напряженности можно считать 1994 год, когда администрация президента Клинтона осознала, что задачу разоружения России быстро решить не удастся. С этого момента российский режим стал для Вашингтона враждебным. С начала 2000-х годов ситуация только усугубилась. С середины 1990-х годов США пытаются воздейство-вать на российскую политическую систему через создание негативного образа нашей страны, как авторитарного и криминального государства. В Европе американцы продвигают меры противодействия политике российских энергетических компаний. В России – финан-сируют оппозицию в попытках продвижения во власть угодных США кандидатов и изучают потенциал сепаратистских тенденций в России. Неприятие США второго срока президент-ства Владимира Путина связано с тем, что российский президент не идет на уступки американцам по их повестке в вопросе разоружения, и с осознанием невозможности в обозримой перспективе изменить российский режим посредством действий несистемной оппозиции. Ответом США стало ужесточение политики по отношению к России в разных формах.

В такой ситуации, полагает эксперт РСМД Алексеев, у Соединенных Штатов появля-ется заинтересованность в поражении Кремля в региональном военном конфликте. Однако Россия в таком конфликте не будет пассивной жертвой американской политики вроде Югославии, Ирака или Сирии. При определенных условиях сама логика российской внешней политики может способствовать возникновению такого рода конфликта, - утверж-дает Алексеев. Российские внешнеполитические стратегии связаны с нестабильностью ее внутриполитической системы. Российскому руководству удалось сохранить территориаль-ную целостность страны. Однако проблема раздела собственности до настоящего времени не решена и не легитимирована в глазах населения страны. В массовом сознании жителей регионов распространена ностальгия по советскому прошлому. В такой ситуации россий-ская власть нуждается во внешнеполитических успехах, которые служат формой ее легитимации. Политический кризис рубежа 2011-2012 годов продемонстрировал снижение легитимности нынешнего российского руководства. В этих условиях для принуждения Вашингтона к диалогу Кремлю требуется или резкое ослабление позиций США, или внуши-тельная силовая демонстрация. Идеальным решением могла бы стать победа России в региональном конфликте. Внутри России "общее испытание" позволит окончательно подвести черту под распадом СССР и приватизацией 1990-х годов.

Возможные сценарии военного конфликта: "третья русско-японская война", "арктиче-

ская война", "дальневосточная война" и т. д. Кризисные точки в СНГ выводятся за скобки военного конфликта, а "столкновение российских и американских вооруженных сил теорети-чески возможно в таких конфликтных точках СНГ, как Крым, Черное море, Закавказье. Однако, подобный конфликт не позволит ни Москве, ни Вашингтону решить глубинные политические задачи. Для России такая победа была бы слишком очевидной, а для США - поставит вопрос об эскалации". "Пятидневная война" 2008 года подвела черту под возможностью военных авантюр подобного рода и "наиболее реалистичным полигоном теоретически выступают: волнения в Белоруссии, вызванные возможным ее выходом из Союзного государства. Сомнительна эскалация военного конфликта вокруг Калининград-ской области из-за предъявления территориальных претензий на нее со стороны Польши или Германии, либо появления в ней сепаратистских настроений, которые будут поддер-жаны ЕС. Можно сказать о конфликтном потенциале проблемы статуса русскоязычного населения в Эстонии и Латвии, но инициатива конфликта должна исходить от прибалтов. Сомнителен и сценарий Тихоокеанского конфликта США и России, так как в нём отсутствует "третий заинтересованный" и примет характер прямого столкновения США и РФ, что не отвечает базовым условиям гипотетического столкновения. "Дополнительным источником конфликта может послужить поддержка американцами сепаратистских тенденций на Дальнем Востоке". Но реальные сепаратистские движения на окраинах России могут проявиться лишь в ситуации ослабления центра, когда он точно не сможет вести внешние войны. Сомнителен и сценарий "Арктической войны". Эксперт РСМД полагает, что "третьим заинтересованным" в ней могла бы выступить Канада. "Между Россией и Канадой сохра-няется конфликт за статус Северного полюса. Для России выдавливание небольших канад-ских групп из российского сектора (возможно, после напряженного воздушного боя) будет выглядеть как "выстраданная победа". Но для подобного рода конфликта в Арктике нет каких-либо спорных островных территорий. Из этих нереальных сценариев остается один, достаточно проработанный экспертом вариант, где идеальным полигоном для военного столкновения РФ и США выступает российско-японский территориальный спор. Япония является сильным противником, обладающим превосходством в надводном флоте на Тихоокеанском театре военных действий. Однако российская авиация, особенно стратегиче-ского назначения, делает конечную победу Москвы несомненной, полагает эксперт РСМД. При наличии у Вашингтона и Токио союзного договора 1960 года, русско-японская война будет выглядеть как проявление слабости США, если они в войну не вступят. Для Соединенных Штатов конфликт может также сыграть позитивную роль. Вмешательство Вашингтона на финальной стадии может быть преподнесено как доказательство эффектив-ности американской мощи и неспособности союзников решить проблемы без участия США. Блокировка переговоров Москвы и Токио по территориальной проблеме, закупка российской стороной у Франции десантных кораблей "Мистраль" показывает, где именно Москва видит морской театр военных действий. Так возможна ли война с Америкой? В принципе, разумеется, война РФ с Америкой возможна, коли стороны вероятного конфликта обладают военными потенциалами. Но единственный реальный сценарий зависит от воли японского руководства. Во втягивании в войну России заинтересованы все соседи.

Если страна втягивается в войну, то все ее ресурсы, человеческие, интеллектуальные и денежные мобилизуются для победы. Союзные (нейтральные) государства могут рассчитывать на военные заказы, покупку технологий (которые мы могли сами освоить пусть и с отставанием) по весьма высокой цене. (Не до денег когда люди гибнут). Враждебные (условно враждебные) устранение конкурента в политике (не до Сирии, уже у себя бы разгрести, смена пророссийских лидеров в других странах), расшатывание ситуации внутри страны («цветные революции»), вытеснение российских компаний с мировых рынков, перехват контрактов в оружейной сфере, эмбарго на покупку - продажу всего чего можно и нельзя. На международной арене выставятся обвинения в очередной агрессии жестоких русских, которые хотят завоевать весь мир и прочего бреда, подобного «грузинской войне». В итоге - людские потери, политические потери (даже в случае победы), финансовые потери (попытки обвалить рубль и т.д.). Вот поэтому России война не нужна. Никакая ни маленькая не большая. Даже если все вокруг будет пылать, Россия должна оставаться островом спокойствия и стабильности! Но если РФ ввяжется в серьёз-ный военный конфликт (войны типа 08.08.08 не в счёт), то военные действия могут не ограничиться применением обычных видов вооружений, особенно учитывая то, что Россия уступает в этом основным потенциальным противникам, учитывая, что в новой военной доктрине РФ чётко и ясно сказано о возможности применения ядерного оружия при отражении агрессии с применением обычных средств поражения не только в крупномасштабной, но и в региональной и даже в локальной войне. И тогда могут пострадать все: и союзные, и враждебные, и нейтральные. Даже локальный конфликт может с большой долей вероятности перерасти в крупномасштабный. Мало не покажется никому. Нет никакой гарантии, что локальный конфликт с применениям ТЯО не перераста-ёт в полномасштабный ядерный апокалипсис. Когда у одной из сторон возникнет реальная перспектива утраты части своей территории, ресурсов и пр. вероятность принятия решения об использовании СЯО будет очень высока. Неадекватных людей достаточно много. Вот на Украине, например: "В случае если дойдет до вооруженного конфликта, Украине хватит тысячи бойцов, чтобы победить Россию."

http://www.nr2.ru/kiev/458443.html

Вероятность какого-либо военного некрупномасштабного конфликта с США с примене-

нием СЯО потенциально существует и при нынешних тенденциях в российско-американских отношениях такая вероятность в относительно недалёком будущем может повыситься. Кроме того, США всячески подпитывают российскую, так называемую, "оппозицию" в виде Навального и прочих "белоленточников", провоцируя «цветную революцию» с последующим военным вмешательством, интервенцией. Плюс противостояния в Арктике. Говорят, что если в Японии у власти не полные идиоты, они прекрасно понимают, что война с таким государством, как Россия, может иметь весьма отрицательные последствия для них, и вряд ли стоит так рисковать из-за нескольких островов Курильской гряды. Но вот уже был в нашей стране такой инцидент: однажды тоже некоторая часть руководства СССР считала что Гитлер не такой дурак чтобы развязать войну против СССР, по крайней мере, не покончив прежде с Англией. На поверку всё оказалось с точностью до наоборот. Да и в дореволюци-онной царской России тоже обжигались на подобных недооценках Японии, за что поплати-лись потерей всего флота в 1905 году. Вот и сейчас можно только предполагать. В нынеш-нем мире делать какие-либо прогнозы относительно будущего самое неблагодарное занятие. Что касается гадания относительно того, вступятся американцы за японцев или нет, то это тоже вопрос риторический и однозначно на него ответить невозможно, но исключать такую вероятность тоже нельзя. То, что это будет победоносная война особых сомнений нет. А вот то, что она будет маленькой сомнительно. Уж сильно возрос военный потенциал японцев за последние десятилетия, особенно на фоне сокращения военно-морского и военно-воздушного потенциала России в этом регионе по сравнению с тем,что было ранее. Даже с учётом укрепления потенциала ДВО в последнее время.

Однако, если все будет пылать, а Россия останется в стороне, то это:

1) Крах ООН

2) Россия потеряет союзников и станет политическим ИЗГОЕМ подобно Хуссейну. Тогда ее не спасет никакое оружие. Ее просто "задвинут в занюханный угол", лишат политической самостоятельности и "поделят". Фактически введут "внешнее" управление.

Это и сейчас подспудно идет, потому что российский олигархат рассматривает российскую собственность как проблемный актив и старается уменьшить его процент в своем капитале. Дети чиновников, да и большинство руководства страной спят и видят себя «за бугром», хотя, конечно, приятнее быть фигурой здесь, чем пешкой там, а потому власть еще стоит, но воровство идёт как не из своего кармана.

3) Безопасность страны резко понизится, вероятность внутренних конфликтов, распада, гражданской войны - возрастет.

4)Вполне возможно отделение Восточной Сибири, о котором много говорят уже сейчас. Понятно что это лакомый кусок для Китая, который произведет мирный захват всех ресурсов, без официальной аннексии территории. Тогда и Комсомольск с Т50 и космодром Восточный - начнут работать на них. МОЯ ХАТА СКРАЮ - для России означает политический конец. "Хочешь мира готовься к войне" - до сих пор актуально. Россия вместе с Китаем, Индией и другими странами БРИКС должны активно отстаивать актуальность ООН - главный инструмент безопасности в многополярном мире! Это очень непросто, но без этого вероятность локальных войн по границе России возрастает многократно. События в Северной Африке, убийство Хуссейна по ложному обвинению в Ираке - результат ослабления России в 90-е годы и деградации ООН, хотя принуждение Ирака к миру было безальтернативно, но с гораздо меньшим числом жертв среди гражданского населения.

5) Чем слабее армия России, тем выше вероятность провокационного военного конфликта, в который ее могут втянуть.

6) Война с Японией - самое глупое, что может быть. Японцы давно готовы с нами дружить, но их сдерживают США, угрожая аннексировать японские острова, на которых расположены их базы, если японцы откажутся от претензий на Курилы. Тем не менее уровень сотрудничества и взаимодействия постепенно растет и переход количества в качество неизбежно произойдет, если США не намутят еще что-нибудь.

Военное ведомство создаёт Национальный центр управления обороной - ставку верховного главнокомандующего на случай войны или глобальной катастрофы, куда закладываются инновационные решения в системе единого управления военной организа-цией страны, обеспечивающие потребности по организации обороны государства на 20–25 лет вперед. Здесь совместно с федеральными органами исполнительной власти будут приниматься решения в области обороны, управления повседневной деятельностью Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, а также их всестороннего обеспечения, эффективная координация деятельности всех федеральных министерств и ведомств РФ в интересах обеспечения обороны и безопасности государства. Техническая оснащенность центра, оборудованного различными компьютерными и электронными систе-мами по последнему слову техники, позволит в режиме реального времени получать необходимую информацию со всей территории РФ, анализировать развитие обстановки в интересах стратегического и оперативного планирования и принятия решений руководством страны в военное и мирное время, позволит в круглосуточном режиме готовить «обоснован-ные всесторонние проработанные предложения для принятия решений руководством страны, в реальном масштабе времени реагировать на все кризисные ситуации. На основе опытного дежурства центров управления стратегическими ядерными силами, боевого управления и управления повседневной деятельностью войск организованного 1 марта 2013 года в 2014 году будет развернут Национальный центр управления обороной. Специалистов для службы в центре будут обучать в армейских вузах, возможно, даже сформируют отдель-ный факультет в Академии Генштаба. Центр рассматривается как инструмент управления всей экономикой в особый период и охватит не только важнейшие звенья руководства Вооруженными силами - от Генштаба и главкоматов до военных округов, армий и бригад, - но и станет оперативно координировать взаимодействие между полусотней министерств и ведомств в случае угрозы национальной безопасности России. Центр включает в себя три главных элемента: Центр управления стратегическими ядерными силами, Центр боевого управления и Центр управления повседневной деятельностью Вооруженных сил. Централь-ный командный пункт Генштаба станет лишь одной из составных частей в общей системе. Сейчас закладывается лишь один из корпусов новой структуры - главный штаб, ее мозговой центр, размещающийся в здании на Фрунзенской набережной с вертолетной площадкой и причалом для судов на воздушной подушке на Москве-реке. Создание Центра обусловлено необходимостью концентрации всех ресурсов, имеющихся у государства, на особый период (войны), когда этот центр станет ставкой верховного главнокомандующего, будет рабочим органом как президента, так и верховного главнокомандующего. Центральный командный пункт Генштаба до сих пор управлял лишь вооруженными силами: армией и флотом. Национальный Центр обороны может управлять всеми без исключения силовыми компонен-тами, оборонно-промышленным комплексом, а также и народно-хозяйственным комплексом в особый период, концентрируя все ресурсы в едином органе управления. В нечрезвычай-ных обстоятельствах Центр занимается постоянным мониторингом различных угроз, отслеживает военно-политическую ситуацию в мире и, особенно, у границ России, управляет стратегическими ядерными силами и отвечает за кибербезопасность государства. На Фрунзенской набережной строится главное здание, но объекты Центра рассредоточены, частично, на базе уже существующих подземных командных пунктов. Это многоуровневая система, при которой противник одним ударом не может обезглавить и ослепить руковод-ство Российской Федерацией при молниеносном глобальном ударе. Аналоги такого центра существуют во многих странах, в частности, в США, в Китае. После развала СССР Россия перешла на совершенно новые социально-экономические отношения, появились частные предприятия, и они тоже должны участвовать во время каких-то чрезвычайных периодов, боевых действий, войн, в решении вопросов. Подобные планы разрабатывались еще с советских времен. В мире происходит постоянное совершенствование подобных систем, идёт нормальная планомерная работа.

Набирает военный потенциал Япония, утвердившая проект реформирования своих воруженных сил с целью воссоздания полноценной армии и флота, масштабной реоргани-зации их, создания корпуса морской пехоты, усиления системы ПВО и ПРО, оснащения их более эффективными наступательными видами вооружения, что позволит им наносить удары по базам потенциальных противников. И это при том, что, имея сегодня военный бюджет в 60 млрд. долларов, Япония занимает 6-е место в мире по военным расходам, уступая лишь США, Великобритании, Китаю, России и Франции. Несмотря на запрет иметь Японии явно наступательные вооружённые силы, вроде стратегических бомбардировщи-ков и крылатых ракет большой дальности, «Силы самообороны» являются современными и боеспособными ВС в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Японские войска занимают одно из первых мест в мире по оснащенности новейшими вооружениями. В 2009 и 2011 гг. в состав флота были введены два эскадренных миноносца-вертолётоносца типа «Хюга» с полным водоизмещением в 18 тыс. тонн. Фактически это легкие авианосцы со сплошной полётной палубой. На корабле могут базироваться самолёты с вертикальным и укороченным взлётом и посадкой типа AV-8B «Харриер II» и F-35 «Лайтнинг II». Кроме того, возможна модернизация кораблей, их оборудование носовым трамплином для увеличения боевой нагрузки самолётов. В планах строительство ещё двух «вертолётоносцев» по улучшенному проекту. Япония ведёт переговоры о закупке новейших американских истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения Ф-35, и одновременно думает над разработкой собст-венного новейшего истребителя. Япония ставит цель иметь возможность наносить удары по военным базам, расположенным на территории противников; для защиты островных территорий предлагается создать корпус морской пехоты; силы быстрого реагирования оснастить американскими десантными амфибиями AAV7 и десантно-транспортными конвертопланами V-22 OSPREY. У Японии есть необходимые условия для восстановления своего статуса в качестве регионального центра силы с претензиями на роль лидера в Азиатско-Тихоокеанском регионе: сильная экономика, до 2011 года Япония была второй экономикой мира (её потеснил со второго места Китай), занимая это место с 1968 года. Хорошие возможности в области Военно-промышленного комплекса, в частности, Япония один из мировых лидеров в области судостроения. Развитая атомная промышленность даёт возможность, при политической воле, стать обладателем ядерного оружия. А в качестве средства доставки японские вооруженные силы смогут использовать немного видоизмененные космические ракеты. Полноценное развитие ВПК, рост военных расходов может дать толчок развитию экономики.

Не желая признавать военные преступления Второй мировой войны, отказываясь от «Мирной конституции», японское общество наращивает националистические настроения, ведёт территориальные споры с Китаем, Россией, Кореей. Япония не может не замечать у своих границ, потеснившего её со второго места в сфере экономики Китая, который догоняет Соединенные Штаты, быстрыми темпами наращивает возможности своих воору-женных сил, ударный потенциал Военно-морских сил и Военно-воздушных сил. Пекин все чаще поднимает территориальный спор по поводу островов Сенкаку (по-китайски — Дяоюйдао), предъявляет и более серьёзные требования с угрозами настоящей войны, выставляет требования возвратить Китаю остров Окинаву, якобы плативший с 14-го века дань Китайской империи. Китайские корабли патрулируют спорные территории. В Китае формируется образ внешнего врага – «белые варвары» и японцы.

Выходят из-под контроля своего великого северного соседа - США - и страны Латинской Америки, формируя латиноамериканский цивилизационный союз, одним из ведущих лидеров которого выступает Венесуэла. Стремящиеся к смене политического режима в этой стране США учитывают опыт «арабской весны» и нарастающей нестабиль-ности в Турции, сирийский конфликт, используют эффективный механизм насильственной смены власти в государстве посредством инициирования управляемого хаоса. Реальной угрозе прямого военного вмешательства во внутренние дела Венесуэлы с целью смены политического режима со стороны США противостоит её способность защищаться. Для удерживания в колониальном подчинении Латинской Америки воссоздан 4-й флот США, операционной зоной которого является южная Атлантика. Военно-политическая обстановка в Венесуэле определяется действием геополитических, региональных и социально-эконо-мических факторов, к которым относится особая роль и место Венесуэлы в геополитиче-ской конфигурации Южной Америки как связующего звена с Северной Америкой и как крупнейшей страны региона, играющей значительную роль в формировании общей полити-ческой ситуации на континенте как одной из важнейших составных частей тылового резерва углеводородного сырья США (и западной цивилизации в целом), выход которой из-под американского контроля, проведение самостоятельной политики ставят под угрозу саму возможность контроля США над Южно-Американским континентом. Это создаёт для Венесуэлы угрозу утраты политической и экономической независимости. Военные угрозы регионального масштаба Венесуэле определяются наличием территориальных претензий к этой стране со стороны сопредельных государств: Гайаны – в отношении территории к западу от реки Эссекибо и Колумбии – из-за континентального шельфа Венесуэльского залива, а также рост организованной преступности и наркоторговли в соседних странах, особенно в Колумбии, что может быть использовано для дискредитации ее высшего политического руководства с целью последующей замены действующего национально ориентированного политического режима на марионеточный за счет развязывания в государстве внутреннего вооруженного конфликта и перевода его в «цветную революцию». Втягивание Венесуэлы в пограничный конфликт с одной из сопредельных стран (Гайана или Колумбия) при попытке одной из сторон отторгнуть часть спорной территории или осуществить частичное перераспределение континентального шельфа в свою пользу и эскалация такого конфликта может привести к возникновению более масштабного воору-женного конфликта и окончательного разрешения вопроса о спорных территориях и аквато-риях. Конфликт, длительностью от нескольких дней до двух месяцев, вероятно завершится разгромом вооруженных сил одной из сторон, либо в результате вмешательства в него международного сообщества или США, которые постараются его использовать как основа-ние для вооруженного вмешательства во внутренние дела Каракаса. Внутренний вооружен-ный конфликт в Венесуэле может быть инспирирован США с использованием незаконных военных формирований (НВФ) от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, воору-женных легким стрелковым оружием. Сохраняется возможность и прямой военной агрессии против Венесуэлы со стороны США. Непосредственным поводом для этого может быть либо существующий на ее территории внутренний вооруженный конфликт, в этом случае американцы обвинят правительство Венесуэлы в развязывании террора и геноцида, либо обвинение Каракаса в поддержке террористических организаций и наркомафии, либо вмешательство США в конфликт между Венесуэлой и ее региональными противниками. Венесуэльские вооруженные силы могут оказаться перед необходимостью вести боевые действия против НВФ криминального и иного характера на территории страны, а также против войск сопредельных государств, обладающих равноценным вооружением и боевой техникой. Возможно столкновение и с группировкой войск США, которая будет обладать подавляющим превосходством в количественном и качественном отношении над армией Венесуэлы.

Вооруженные силы Венесуэлы являются одними из наиболее боеспособных в Латинской Америке, обладая высоким уровнем боевой и оперативной подготовки личного состава и штабов, а также наличием в достаточном количестве современных образцов вооружения и военной техники. Общая численность армии – около 90 тысяч человек (в том числе национальная гвардия – около 30 тысяч). Резерв первой очереди – восемь тысяч человек, а общий мобилизационный ресурс – примерно 4,5 миллиона годных к военной службе. Основу ВС Венесуэлы составляют сухопутные войска общей численностью 34 тысячи человек, имеющие в своем составе пять дивизий и 13 бригад, а также семь батальонов, артиллерийский дивизион и два инженерных полка в резерве. На вооружении сухопутных войск имеется около 200 танков (в том числе 90 российских Т-72Б1В и 80 АМХ-30), 500 боевых бронированных машин, включая более 100 БМП-3, около 100 БТР-80А, более 350 орудий полевой артиллерии и реактивных систем залпового огня, в том числе до 50 самоходных гаубиц 2С19М1 «Мста-С», 20 самоходных орудий-минометов 2С23 «Нона-СВК», более 30 реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град» и около десяти реактивных систем залпового огня «Смерч». Армейская авиация сухопутных войск насчитывает 60 вертолетов, в том числе 10 машин огневой поддержки Mи-35, 20 военно-транспортных Ми-17-1В и 20 Ми-26. Основную ударную силу ВВС (насчитывающих около 7000 человек личного состава) составляют четыре истребительные группы, оснащенные 24 Су-30МКВ, 20 F-16 А и В (из которых боеспособны не более 10) и около 15 СF-5А и В. Для переброски войск и материальных ресурсов в ВВС имеется 50 военно-транспортных самолетов, в том числе 10 Ил-76, и 23 вертолета. Венесуэла располагает наиболее совершенной в Латинской Америке глубоко эшелонированной системой ПВО, в основе которой два дивизиона ЗРК С-300ВМ, ЗРК «Бук-М2Э», «Печора-2М» и ЗУ-23. Предусмот-рена закупка в России трех дивизионов «Бук-М2Э», 11 дивизионов «Печора-2М», а также 300 ЗУ ЗУ-23 калибра 23 миллиметра, 11 радиолокационных станций П-18М и автоматизированных систем управления ПВО. Основную часть этих средств Каракас ожидает получить до конца 2013 года. Помимо перечисленных, ПВО Венесуэлы распола-гает не менее 10 ЗРК Barak, 10 ЗРК Roland, а также ПЗРК RBS-70 и около 230 буксируемых зенитных установок. Основа венесуэльских ВМС – две подводные лодки проекта 209/1300, шесть модернизированных фрегатов УРО типа «Лупо», шесть ракетных катеров «Конститусьон» и четыре больших десантных корабля проекта 1171. Морская авиация представлена 16 вертолетами различного назначения. Численность морской пехоты – 7500 человек. Предполагается оснащение венесуэльских ВМС российским береговым ракетным комплексом «Бал-Э», несколько единиц которого должны быть поставлены в страну до конца 2014 года. Национальная гвардия имеет на вооружении 44 бронетранспортера, 150 минометов, 23 военно-транспортных самолета и 26 вертолетов, а также 52 катера. Множество горных массивов, покрытие значительной доли территории страны (до 50 процентов) лесами и джунглями, наличие значительных островных зон в прилегающей к территории Венесуэлы акватории Карибского моря. Горы, леса и джунгли создают благо-приятные условия для деятельности НВФ, а также сил специальных операций, острова – для действий легких сил флота. ВС Венесуэлы в целом способны разгромить основные группировки НВФ в случае возникновения на территории страны внутреннего вооруженного конфликта в срок от двух-трех месяцев до года Сложный рельеф местности, большие лесные массивы и наличие развитых островных зон практически исключают возможность надежного контроля всей протяженности границ страны. Военные действия против группировок войск (сил) стран региона по своему характеру будут аналогичны войнам второй половины ХХ века.

В таком военном конфликте противники Венесуэлы будут ставить самые решительные цели, например военную оккупацию этой страны с последующим созданием на ее террито-рии марионеточного государства, полностью зависимого от агрессора, с возможным его расчленением. Военные действия стартуют нанесением массированных ракетно-авиацион-ных ударов. Вторжение противника с суши и со стороны моря может начаться только после завоевания полного господства в воздухе и на море. Сухопутные группировки будут закреплять достигнутые результаты, непосредственно обеспечивая достижение политиче-ских целей. На всех этапах военного конфликта следует ожидать интенсивного применения сил специальных операций, осуществления провокаций, террористических акций, а также проведения психологических операций, направленных на деморализацию личного состава ВС и населения Венесуэлы.

Значительную военно-политическую силу представляет на Ближнем Востоке Иран.

Иранские военно-воздушные силы считаются самостоятельным видом вооруженных сил, в которые также входят силы противовоздушной обороны. Также свои собственные ВВС есть у корпуса стражей исламской революции (КСИР). В боевом составе военно-воздушных сил числится 12 авиабаз, в числе которых десять истребительных и две транспортные. Они служат местом базирования 12 эскадрилий транспортной и 25 боевой авиации, 2 вертолетных эскадрилий, около 10 самолетных и вертолетных отрядов управления и связи, а также 10 поисково-спасательных отрядов. В 70-е годы прошлого столетия в период правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который поддерживал США, иранские ВВС были самыми оснащенными на территории Ближнего Востока, имея на вооружении 79 самолетов F-14. Был подписан контракт на поставку 150 единиц F-16.

После революции 1979 года и разрыва отношений с Соединёнными Штатами Америки, прекращения поставок F-16 и запчастей к ним на базе шахских военно-воздушных сил были созданы современные ВВС Ирана, которым сразу пришлось столкнуться со значительными трудностями из-за введения США эмбарго на поставку оружия, что лишило иранский автопарк, вертолёты и самолёты запасных частей. И всё же иранские ВВС сыграли важную роль в ранней части ирано-иракской войны 1980 года. Ираку не удалось уничтожить авиационные подразделения противника на территориях аэродромов. На про-тяжении недели после начала боевых столкновений иранским самолетам (F-5Е «Тайгер II», F-4 «Фантом II», F-14 «Томкэт») совершали множество вылетов для бомбардировки ряда экономических и военных объектов Ирака, в том числе и в Багдаде и нанесли существенный ущерб иракской тыловой системе и уничтожить на одном из аэродромов Западного Ирака несколько десятков самолётов, что замедлило темпы наступления армии Ирака. Недостаток запчастей сильно снизил число боеспособных самолётов и вертолётов в дальнейшем. После Ирано-Иракской войны Иран закупал 60 F-7М (китайской версии МиГ-21Ф) в КНР, которые уже нельзя было считать современным оружием. Закупались в СССР 8 истребителей МиГ-29 и 10 фронтовых бомбардировщиков Су-24, а в 1994 году Украина поставила 12 Ан-74. В 1991 году во время боевых действий на территории Персидского залива большая часть самолетов иракских ВВС перебралась в Иран, пытаясь спастись от авиации союзников. Иран не вернул эти самолеты, объявив их своеобразной репарацией за последствия восьмилетней войны и включил часть этих самолетов в состав иранских ВВС.

В Иран отправились из Ирака: 24 Су-24, 24 «Мираж», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ, 4 Миг-23ВН, а также некоторые другие. Из-за отсутствия системы обслуживания, запасных частей, и опытных летчиков и техников большая часть самолетов не вошла в состав ВВС, на вооружение были приняты 4 МиГ-29, 10 «Мираж F.1», 24 Су-24, 7 Су-25. С 80-годов были поставки авиационной техники из КНР, а с 90-х – из России и некоторых стран СНГ. Сейчас авиационный парк ВВС Ирана представлен американскими, советскими, российскими, китайскими, французскими и украинскими летательными аппаратами, а также несколькими собственными уникальными разработками. Парк состоит из 60 F-14A (из них лишь 20-25 боеспособных), 35 МиГ-29, 45 F-5E/F, 10 «Мираж F-1», 60 «Фантом-2», 24 F-7M, 30 Су-24М, 24 Су-20/22, 13 Су-25, 25 Tazarv – легкий штурмовик, произведенный в Иране, разведывательной авиации - 6-8 RF-4E «Фантом-2», 5 P-3F «Oрион», 2-3 RC-130H, 1 Adnan (Baghdad) — самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД, 4-5 Dornier 228 (морская авиация), 15 Cessna 185, учебной авиации - 26 Beech F-33А/С Bonanza, 45 PC-7 Turbo-Trainer, 10 EMB-312 Tucano, 7-9 Т-33, 8 Socata ТВ-21 Trinidad, 25 MFI-17B Mushshak, 4 Socata ТВ-200 Tobago, транспортной авиации - 12 Ил-76, 4 Боинг 707-3J9C, 1 Боинг-727, 5 Боинг 747, 11 Ан-74; 10 Fokker F27, 14 Ан-24, 15 HESA IrAn-140. Используются примерно двести легких гидросамолетов Bavar – 2 иранского производства. Вертолетный парк содержит 50 HESA Shahed 285, 100 Bell AH-1 Cobra. Многоцелевые и транспортные части оснащены 100 UH-1/Bell-205/Bell-206, 10 SH-53D Sea Stallion, 20 CH-47C «Чиннук», 25 Shabaviz 275. Иран производит большое количество беспилотных летательных аппаратов, в числе которых есть и ударные. Самый тяжелый из них - БПЛА Karrar, способный нести тонну полезного груза. Для разведывательных операций используется БПЛА Ababil. Средние беспилотники Mohajer используются для разведывательных действий и наведения на цель лазерных боеприпасов.


Иранский истребитель S-80 (Saeqeh-80) Thunderbolt


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: