Коммунизм

Коммунизм подобен первобытно-общинному строю. Формация родовых общин соответствует формации одиночных коммун. Формация племён подобна формации коммун-ных комплексов. А формация союзов племён — прообраз союзов коммунных комплексов неродственных по происхождению. Коммунная формация – первая стадия космической земной (надо полагать, подобные процессы идут и в других космических системах) цивилизации. Таким образом, большая коммунистическая общественно-экономическая формация, как и большая общественно-экономическая формация первобытно-общинного строя, состоит из трёх малых общественно-экономических формаций.

В благоприятных условиях социалистического общества целенаправленно и осознанно строится предприятие нового типа – коммуна. Что же такое коммуна?

Нам так долго и настойчиво внушали, что коммуна – это иллюзия, что существование на особом положении в обществе какой-то отдельной группы людей противоречит марксизму, искусственно и неосуществимо в принципе, а все попытки создания на практике такого коллектива всегда приводили к разочарованиям. Нам говорили, что коммунизм в отдельно взятом коллективе – это утопия, что общество должно переходить из социализма в коммунизм всё в целом постепенным самопроизвольным, эволюционным, перерастанием, а не каким-то искусственным коммунным предприятием. Всё это ложь! Всё это – непонимание сущности как самой коммуны, так и коммунизма вообще. И это непонимание дорого обош-лось советскому обществу, миру социализма, да и всему человечеству. Нет никакой фантас-тики в существовании коммуны, никакой заоблачной райской жизни. Напротив, только так, с отдельных единичных ячеек-коммун и возможно, и естественно, рождение коммунизма.

Коммуна – это современное предприятие, организованное, в отличие от всех доселе существующих, на принципе естественного разделения труда людей в производстве, и как следствие, во всей их жизнедеятельности. Естественное разделение труда – это единст-венное, но революционное отличие коммуны от современного высокоавтоматизированного социалистического предприятия. Материально-техническая база коммуны – высшая степень автоматизации и интеллектуализации всех процессов производства и жизнедеятельности коммунаров. Коммуна не жизнеспособна в капиталистическом обществе: ей нужны базовые условия её существования – социализм. Всё, что определяет социализм – это фундамент коммуны, без которого она не может функционировать, даже если её и искусственно создать, как это делал Оуэн. Но в отличие от социалистического предприятия, коммуна совершает революционный переворот в своей организации: она заменяет капиталисти-ческое машинное разделение труда, используемое социализмом, на естественное разделе-ние труда по возрасту и полу. В этом и весь фокус фантастичности коммуны. В этом её революционное отличие. Все прошлые попытки создать коммуну противоречили применяе-мым в ней примитивным орудиям производства и тянули её своей организацией не вперёд, в коммунизм, а назад – в первобытно-родовой строй, т. е. были регрессом, потому и гибли. Коммуна может стоять только на высокоавтоматизированном, интеллектуализированном производстве, которое создаёт для неё капитализм и социализм, и которое способно создавать достаточно продукта труда, чтобы удовлетворить все потребности коммунаров. Автоматизация производства – это асимптота графика развития его, к которой капитализм всеми силами стремится, но которой он никогда (в целом для капиталистического общества) не сможет достигнуть, в то время как коммуна не может в принципе строиться ни на каком ином, кроме автоматизированного, производстве. Именно уровень развития орудий произ-водства до автоматизации его и порождает противоречие между ними и производственными (и как следствие, общественными) отношениями при капитализме и требует для приведения их в соответствие изменить общественный строй на социалистический. Но ведь всё это необходимое человечество сегодня уже имеет, имел и СССР. Следовательно, коммуну уже давно можно, и нужно было, строить. Пора перестать фантазировать по поводу воспитания особой сознательности людей в коммунизме: никакой сознательности искусственно, вне реальной жизни, воспитать невозможно, ибо общественное сознание определяется общест-венным бытием. Как живут люди, так и мыслят и чувствуют. Только в условиях реальной жизни в коммуне и воспитается сознание коммунаров. И для этого не нужно никакого насилия: просто иначе жить нельзя, не получится. Всё просто. Нужно, давно нужно, проектировать и строить новые предприятия, отвечающие требованиям коммуны. Какие это требования? Прежде всего, это – социалистическое государство, социалистическая система хозяйства с его плановостью и уничтожением частной собственности на крупные средства производства. Далее, это должно быть автоматизированное производство. И, конечно, весь комплекс жизнедеятельности людей, организованный на естественном разделении труда. Всё остальное вытекает из этих условий.

Коммуна рождается не естественным эволюционным путём, а революционным преобразованием социалистического предприятия в коммунистическое волей и умом человека, подобно тому, как это делается при создании новых, вообще никогда ранее не существовавших предприятий. Причиной перехода людей на организацию их жизнедея-тельности на принципах естественного разделения труда является, во-первых, то обстоя-тельство, что автоматизированное предприятие не требует большого количества работников сферы материального производства, когда и малое число их способно создавать достаточно продукта, чтобы обеспечить все потребности коммунаров. Это позволяет освободить женщину от участия в материальном производстве, возложив это на мужскую часть общины. В то же время, демографические потребности коммуны, развивающейся изнутри, диктуют необходимость быстрого, взрывного, роста численности коллектива в целях удешевления и расширения возможностей интеллектуального производства и культурного становления общины. Это, прежде всего, связано с женщиной, условия которой и становятся определяю-щими. Женщина-мать – главная фигура в коммуне, от которой зависит рождение и воспитание детей до выхода из младенческого возраста, когда забота об их воспитании всё более делается всеобщей. Разделение ответственности по гендерному основанию есть первое разделение труда – разделение по полу.

Для современной женщины важнейшей вехой жизни является климакс (климакрерий, климактерический период) – угасание функции яичников и наступление менопаузы.
Эстроген и прогестерон - женские половые гормоны - оказывают сильное влияние на организм на протяжении всего репродуктивного периода жизни женщины (примерно от 18 до 45 лет). Когда они перестают вырабатываться происходит своеобразная перестройка организма. Наступление климактерия означает, что женщина исполнила свое основное предназначение -- продолжение рода. До 20 века средняя продолжительность жизни женщины составляла не более 50-ти лет, т.е. с наступлением климакса она становилась, как бы, не нужной и умирала. К счастью, в нашем веке все изменилась. Женщины в экономи-чески развитых странах спокойно доживают до 80-ти лет, при этом возраст менопаузы не изменился, следовательно около тридцати лет женской жизни приходится на климакс.
В 21 веке ожидается дальнейший рост продолжительности жизни, следовательно значение проблемы климактерического периода будет только усиливаться. Дефицит половых гормо-нов в этот период приводит к переключению организма на другой режим. Средняя продолжительность жизни российских женщин - 73 года, а соотношение мужчины/женщины старше 60 лет составляет 100/224 (в Японии, для сравнения, 100/127). Россия превратилась в страну одиноких пожилых женщин, а их долголетие – вместо полноценной счастливой жизни стало проклятием. Тем не менее долголетие сейчас - реальность и нужно постараться окружить женщину вниманием, лаской и заботой, вовремя проводить профилактику болезней старости и понимать ее проблемы.

Всё изменится в КОММУНЕ. Разделение труда по возрасту и полу в коммуне естественным образом ставит женщину в три ступени:

1. до пубертата...

2. детородный период.....

3. период менопаузы.

Старческий период из этого выпадает, как общий для мужчин и женщин, неспособных к самостоятельному быту. Из выделения жизни женщины в три ступени следует и их разная жизнедеятельность. Допубертатный период — воспитание, подготовка женщины к всесторонней полноценной жизни детородного периода — главного периода природного предназначения женщины, её способности давать потомство. И тут всё ясно и естественно даже по сегодняшним понятиям. А вот период менопаузы — это совершенно новый вопрос о женщине. Требуется его решить так, чтобы этот период был полноценным, насыщенным жизнью. Не развлечениями и бессмысленным прозябанием никому не нужными уже существами, а наоборот, женской зрелостью и опытом, способностью обучать молодёжь допубертатного периода, помогать женщинам в детородный период. Возраст может и должен стать ценностью женщины, придавать ей особый смысл жизни. Так что и этот вопрос в коммуне решается наилучшим образом.

Во-вторых, сложность и развитость автоматизированного производства требует более длительной подготовки и постоянного совершенствования знаний и навыков работников. К тому же, занятость коммунаров не ограничивается только материальным производством, а распространяется на всю жизнедеятельность людей, включая и особые условия их жизни в техносферном ландшафте, требующей специальной подготовки даже в бытовом поведении. Как в любой сколько-нибудь замкнутой общине, как в деревне, например, но на неизмеримо более высоком уровне и широте потребностей, все запросы коммуны удовлетворяются самими коммунарами и к этому также нужно их готовить. Воспитание, включая образование, теперь требует значительно большего времени и растягивается на всю жизнь. Скорость обновления знаний и навыков сильно возрастает и успевать за этим можно только постоянным системным усвоением их. Но коммунаров уже мало интересуют абстрактные знания: они врастают в своё производство, в свою всеохватывающую жизнь. Поэтому, получать эти знания и навыки они могут только в своих специфичных условиях, а не в виде школярских зубрёжек, далёких от их жизни. Это и определяет воспитательный процесс как процесс ступенчатый, повозрастной, привязанный органично ко всей техносфере коммуны, включая интеллектуальную деятельность, максимальное индивидуальное разви-тие способностей и талантов людей. Получая воспитание по ступеням в реальной жизни коммуны, люди и вынуждены это делать по возрастным ступеням, устанавливая естествен-ное разделение труда по возрасту.

Одновременно, интеллектуальная деятельность людей выделяется в интеллектуальное производство, более эффективное, более доходное, более значимое, по мере усложнения проблем земной цивилизации. Так на базе материального производства, как на необходи-мости, по Марксу, вырастает «царство свободы» для развития и реализации способностей людей, когда условием развития всех коммунаров является максимальное развитие способ-ностей каждого, а развитие каждого зависит от общих условий для этого в коммуне. Общая заинтересованность в успехах каждого коммунара, ценность его для общества именно своими особыми индивидуальными способностями и талантами, приводит к взрыву интел-лектуального развития.

Социалистическая обязательность труда для всех перерастает в коммуне в обязательный для всех труд во всех сферах жизнедеятельности людей. Остаётся только право выбирать конкретный вид занятия в данной обязательной для всех сфере. Например, спорт рассматривается обязательным условием здоровья коммунаров, от которого зависит и успех во всех других сферах труда, но конкретный вид спорта человек выбирает сам, исходя из своих собственных способностей и пристрастий. Науками обязаны заниматься все, но какой именно, конкретной наукой заниматься, каждый решает сам по своим интересам, способностям. Установление обязательных сфер деятельности определя-ется потребностями самой коммуны и решается либо на совете старейшин её, либо на референдуме.

Особое место в структуре общины занимают дети и старики. Дети, как самое дорогое наследие коммунаров, являются объектом особой всеобщей заботы. Все женщины – матери всех детей по статусу, все мужчины – их отцы, все дети – общие, все – свои. Сами понятия «мать» и «отец» отмирают. Институт семьи отменяется, браки не регистрируются за ненадобностью. Отношения между мужчиной и женщиной определяются только их личными чувствами. Никому непозволительно вмешиваться в личные отношения. Каждый коммунар с определённого возраста (в соответствии с его возрастной ступенью) проживает в отдельном жилище. Старики живут в прилегающем к коммунному общему городу-дому коттеджном городке под присмотром и при уходе нанимаемых граждан страны и медицинском контроле.

Вся жизнедеятельность коммунаров осуществляется в общем коммунном городе-доме новом техносферном ландшафте, где проживает около 5000 человек всех возрастов. Дом примыкает к производственному предприятию, расположенному поблизости. Всё техниче-ское управление производством осуществляется централизовано из поста управления в городе-доме. Коммуна – территориальная община. Она использует значительную прилега-ющую земельную площадь, часть которой она занимает под сельскохозяйственные угодья, часть – под различного назначения природные ландшафты, хозяйственные и культурного назначения цели. За все эти земли, получаемые от государства в аренду, в доверительное управление, коммунная община несёт ответственность перед национальным государством, охраняет и защищает их от посторонних посягательств, вплоть до вооружённых действий, от нарушения экологии и противозаконных действий на этой территории. Настраиваются гармоничные взаимовыгодные отношения с соседними деревнями, хозяйствами, посёлками. Агрикультурное хозяйство коммуны – автоматизированное гидропонное тепличное предпри-ятие, где, как в одном из видов труда, участвуют все коммунары. Это имеет вспомога-тельный характер производства для нужд непосредственно самой коммуны. Так происходит соединение города и деревни. Не улучшение условий жизни деревни и приближения их к городским, а слияние в каждом человеке обоих видов труда. И это осуществляется совер-шенно просто. Никакой фантастики.

Авторская песня, авторское кино, любительская фотография и живопись, самодельная одежда, хобби-творчество в технике, самостоятельное доказательство своих собственных научных идей.... Не приведёт ли это к дилетантскому исходу во всех сферах деятельности? Нет, не приведёт! Во-первых, это всегда существовало и нередко давало хорошие всходы для более серьёзных разработок: немало и технических, и научных, шедевров начиналось и вырастало из любительства и хобби. Вспомним того же Циалковского.... Во-вторых, комму-нары совершенствуют свои знания и навыки в течение всей жизни, и с возрастом всё более это делают самоподготовкой с использованием множества пособий и технологий, позволя-ющих производить самовоспитание при общем контроле старших возрастных ступеней, подобно подготовке воинов в армии. В третьих, творчество – процесс увлекающий, толкаю-щий на всё большее совершенствование, познание, обретение опыта. Многое при этом исходит от интуитивных, индивидуальных природных свойств человека. И такие творческие процессы в коммуне заурядны, банальны. Ну и в четвёртых, тесная связь поколений в коммуне, открытость информации и общения в социалистическом обществе, да и вообще в новом человечестве, поднимают любительство на высокий уровень профессионализма при существующей в коммуне системе образования и воспитания. Нетрадиционность мышления с лихвой покрывает стереотипность консервативного образования без творческого начала.

Если основным законом социализма является, по И. В. Сталину, максимальное удовлетворение потребностей людей (добавим от себя, и потребностей государства, социалистического производства), то основным законом коммуны является максимально свободное развитие природных способностей и талантов людей. Развитие каждого становится условием развития всех, а развитие всех — стимулирует развитие каждого. Наибольшей ценностью в коммуне становится индивидуальность, непо-вторимость интеллекта людей, расширяющая возможности выживаемости всей коммуны в постоянно меняющемся и усложняющемся мире. Талант есть особым, единственным образом, организованные природные способности человека. У каждого они персональны, ни в ком больше не дублирующиеся. И это определяет их особую ценность в интеллектуально развитом обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: