Анализ рентабельности предприятия

Показатели рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования бизнеса. Общая формула расчета рентабельности следующая:

(8.4)

В качестве числителя (Пi) могут быть следующие виды прибыли:

· прибыль от продаж;

· прибыль до налогообложения;

· валовая прибыль;

· чистая прибыль.

В качестве знаменателя (Vj) могут быть следующие показатели:

· активы (капитал) предприятия;

· собственный капитал;

· перманентный капитал (СК + Долгосрочные заемные средства);

· текущие активы;

· основные средства;

· производственные активы (основные производственные средства + производственные оборотные фонды);

· выручка от реализации;

· себестоимость продукции и т.д.

Использование такого большого количества показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в практической и аналитической работе является, с одной стороны, следствием сложности ФХД, а с другой стороны, затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.

На практике выделилась следующая группа показателей рентабельности, рассчитываемых на базе финансовой отчетности:

· рентабельность производства – это отношение прибыли от продаж к себестоимости проданных товаров. Этот показатель отражает способность предприятия контролировать уровень затрат (показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство продукции), а также эффективность политики ценообразования). Может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его сегментам или по видам продукции.;

· рентабельность продаж по чистой прибыли – чистая прибыль к выручке от реализации продукции; рентабельность продаж по прибыли от реализации – отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. Показатели рентабельности продаж характеризуют эффективность предпринимательской деятельности (отражают процесс окупаемости затрат), показывает, сколько получено прибыли с 1 рубля продаж;

· рентабельность капитала (всех активов) по прибыли до налогообложения (по бухгалтерской прибыли) – прибыль до налогообложения к среднегодовой величине активов. Характеризует величину прибыли, которую получает компания на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования). Считается, что по этому показателю можно охарактеризовать работу топ-менеджеров компании, т.к. он отражает прибыль от использования всех ресурсов компании;

· общая рентабельность собственного капитала – прибыль до налогообложения к среднегодовой стоимости собственного капитала; рентабельность собственного капитала по чистой прибыли – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала. Этот показатель важен для собственников компании, во многом этим показателем определяется стоимость компании на рынке и характеризует величину прибыли, которую получает предприятие на единицу стоимости собственного капитала. Иногда рентабельность собственного капитала сравнивается с возможностями получения дохода от вложения собственных средств в альтернативные варианты деятельности.

Указанные показатели также могут рассчитываться на начало и на конец отчетного периода.

Существуют и другие разновидности показателя рентабельности, например, зарубежом популярен «коэффициент валовой прибыльности» - определяется как соотношение валовой прибыли (или маржинального дохода – это превышение объема реализованной продукции над переменными затратами) к объему реализованной продукции.

Типичной ситуацией для отечественных предприятий является наличие большого количества расчетных показателей рентабельности в сочетании с неточными и скромными выводами о причинах экономических затруднений компании (или о наличии резервов и преимуществ). Такая ситуация обусловлена неадекватностью управленческой информации, ограниченностью и искаженностью бухгалтерских данных.

Эффективность управленческих решений, принимаемых на основе использования показателей рентабельности может быть достигнута при соблюдении ряда условий:

· правильный выбор объекта управления и четкая постановка цели решаемой задачи;

· обоснование метода расчета анализируемых показателей;

· экономическая интерпретация полученных результатов, сравнение их в динамике с аналогичными показателями других компаний, среднеотраслевым уровнем и т.д.;

· принятие решений на основе использования полученных выводов и воздействие на уровень рентабельности через управляющие факторы (для этого необходимо выделить факторы влияния и проранжировать).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: