Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией св. Василия Великого

Если сочельник случится в седмичный день, кроме субботы, и воскресенья, то в сочельник читаются великие часы, после которых идут изобразительные (Символ веры и пс. 33-й не читаются) и отпуст. Затем начинается вечерня с литургией св. Василия Великого.

Священник с диаконам молятся перед престолом: "Царю Небесный..." "Слава в вышних Богу..." и т.д. Затем - возглас:

"Благословенно Царство", после которого читается "Приидите, поклонимся" (по Уставу - "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный..." и далее по порядку. См. Типикон, под 25 декабря) и псалом 103-й: "Благослови, душе моя...". Далее - ектения "Миром Господу помолимся...". После возгласа священники уходят в алтарь, если служит архиерей. Затем хор: "Господи, воззвах...". Иерей совершает проскомидию. При пении стихиры на "И ныне" - вход с Евангелием, "Свете тихий". Прокимен дня (если праздник совпадает с субботой, то в пяток вечера - великий прокимен: "Кто Бог велий"). Чтение восьми паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1,12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было невотворением.

Проследим содержание других паремий.

Закономерно для второй паремии избрано пророчество Валаама о звезде от Иакова (Числ. 24, 2-18), для третьей - пророчество Михея (4,6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, для четвертой - пророчество Исаии (11,1-10) о жезле от кореня Иесеева, на котором почил Дух Божий; для пятой - пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности его книги именем учителя Варухова Иеремии в предположении, - что Варух передал пророчество Иеремии) о явлении Бога на земле между людьми (/3,36-38; 4, 1-4); шестая паремия - пророчество Даниила о нерукосечном камне (2,31-45). Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7)

и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10).

После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: "Тайно родился еси в вертепе" до конца. Хор припевает конец: "С ними же помилуй нас". Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.

Также исполняется тропарь после следующих 3-х паремий. Конец этого тропаря: "Жизнодавче, слава Тебе".


После окончания тропаря читаются еще две паремии, после которых малая ектения

и возглас: "Яко свят еси, Боже наш"... Далее литургия совершается своим порядком, т.е. Трисвятое, прокимен: "Господь рече ко мне...", Апостол (к Евреям, зач. 303), Евангелие (от Луки, зач. 5) и т.д. После литургии бывает прославление (пение праздничных тропаря

и кондака перед свечой).

(Так же совершается вечерня и в Крещенский сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды "Глас Господень на водах..." После освящения воды бывает "Слава, и ныне ", стихира и "Буди имя Господне благословенно...". Читают 33 пс., а затем "Премудрость" и отпуст праздничный. Но если вечерня совершается после литургии, то "Буди имя Господне" не поют, а сразу после стихиры - "Премудрость". См. Типикон под 6 января).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: