Среди форм международного экономического сотрудничества, широко используемых в развитых и в развивающихся странах, важное место занимают свободные экономические зоны. Мировая практика показывает, что они являются одной из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. Поэтому идея создания СЭЗ получила широкое распространение и в Беларуси.
Свободная экономическая зона является особым территориально-хозяйственным образованием с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления. Создание СЭЗ благоприятствует экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию этих территорий.
СЭЗ призваны инициировать деловую и финансовую активность в первую очередь внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление регионов, распространение деловой активности на экономику всей страны.
|
|
Отличаются СЭЗ по целям развития и хозяйственной специализации.
В современной мировой практике существует около 30 разновидностей СЭЗ, среди которых можно выделить торговые, производственные с функциями импорта, импортозамещения или экспорта, технополисы и технопарки, а также зоны обслуживания (банковского, туристского, оффшорно-финансового и др.).
Юридической базой для осуществления деятельности субъектов хозяйствования в СЭЗ являются Закон РБ «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г., Указы Президента РБ о создании каждой зоны, положений о свободных экономических зонах и их администрациях, нормативно-правовых документов об особенностях налогообложения.
Для реализации в рамках СЭЗ принимаются инвестиционные проекты, направленные на развитие экспортного потенциала РБ; развитие и тиражирование инновационных и ресурсо- и энергосберегающих технологий; вовлечение в производственный оборот неиспользуемых помещений и оборудования. На территории СЭЗ не допускается:
- хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
- производство, переработка, хранение и продажа опасных и радиоактивных материалов, наркотиков, культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;
- производство алкогольных напитков, кроме вин, пива и шампанского;
|
|
- производство табачных изделий;
- организация лотерей и игорного бизнеса;
- подготовка и трансляция теле- и радиопередач;
- лечение больных, страдающих опасными инфекционными и психическими болезнями;
- лечение животных с особо опасными болезнями;
- деятельность, связанная с трудоустройством граждан за рубежом;
- другие запрещенные законодательством виды деятельности.
В Республике Беларусь действуют:
1) СЭЗ «Минск»;
2) СЭЗ «Брест» – является первой функционирующей СЭЗ в Республике Беларусь;
3) СЭЗ «Гродноинвест»;
4) СЭЗ «Гомель-Ратон»;
5) СЭЗ «Могилев»;
6) СЭЗ «Витебск»,
Кроме того, в Республике Беларусь создана особая зона, которая относится к технико-внедренческому типу, — Парк высоких технологий.
Предприятия-резиденты, действующие в СЭЗ «Могилев», зарегистрированы с участием инвесторов из Великобритании, Германии, России, Австрии, Турции, Дании, Латвии. Свыше 75% инвестиций направлены в химическую отрасль, а также машиностроение и металлообработку.
Ведущие предприятия СЭЗ «Могилев»:
- ОДО «ТехноТекс» (Беларусь). Зарегистрировано в 2002 г. Объем инвестиций 3,34 млн долл. США. Производство и реализация текстильных материалов технического назначения и изделий из них. Количество рабочих мест – 65.
- СООО «Джокей Пластик Могилев» (Беларусь, Германия). Зарегистрировано в 2003 г. Объем инвестиций 5,220 млн долл. США. Производство пластмассовой упаковочной тары методом литья под давлением. Количество рабочих мест – 90.
- СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» (Беларусь, Россия). Зарегистрировано в 2005 г. Объем инвестиций 7 млн долл. США. Производство железнодорожного подвижного состава. Количество рабочих мест – 374.
СЭЗ на территории Республики Беларусь создаются по решению Президента на определенный срок, который может быть продлен также по решению Президента Республики Беларусь. В целях создания благоприятных условий для развития СЭЗ в Республике Беларусь установлен правовой режим, предполагающий особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования.
Администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь определяется территория свободной таможенной зоны, которая может не совпадать с территорией СЭЗ и определяться внутри СЭЗ. Для товаров, ввозимых на территорию СТЗ, определяется таможенный режим «Свободная таможенная зона», который для резидентов СЭЗ означает полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов.
К наиболее распространенным льготам и привилегиям, предоставляемым в СЭЗ, относятся:
1 Полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов ввозимых на территорию СЭЗ машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства, а также прочих товаров, освобождение от таможенных пошлин и других сборов вывозимых товарно-сырьевых ресурсов.
Указанная льгота распространяется только на резидентов СЭЗ и означает:
- при ввозе иностранных и отечественных товаров на территории СТЗ налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются;
- при ввозе товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров;
- при вывозе с территории СЭЗ собственных товаров за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении других товаров взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
|
|
2 Полное или частичное освобождение предприятий от налоговых выплат в местный бюджет, предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов.
3 Предоставление в аренду помещений, земли по льготным тарифам па длительный срок, льготные транспортные тарифы, льготные цены на энергоносители.
Следует отметить, что льготное налогообложение распространяется только на производственную деятельность резидентов СЭЗ и не распространяется на торгово-закупочную деятельность. Конкретные льготы определяются соответствующими нормативными документами по каждой СЭЗ. Например, по большинству СЭЗ действуют следующие льготы: ставка налога на прибыль 12% (в первые 5 лет прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога); налог на недвижимость не уплачивается по зданиям и сооружениям, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования; снижение на 50 % подлежащей уплате суммы НДС с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем и др.
Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на:
- общественное питание, игорный бизнес, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
- реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;
- на банки и страховые организации.
Рассматривая налогообложение СЭЗ Республики Беларусь, можно сделать вывод, что путем использования предоставленных льгот, налоговая нагрузка на резидентов свободных экономических зон в среднем снижается на 40 % в первые пять лет начала деятельности и получения прибыли и на 30 % – в последующие годы.
|
|