Тема 1: Понятие, сущность, роль сбытовой деятельности предприятия
1.1 Сущность, задачи и функции сбыта. Связь между сбытом и маркетингом.
1.2 Содержание сбытовой деятельности производственного предприятия. Основные виды работы.
1.3 Нормативно-правовая база в сбытовой деятельности предприятия.
вопрос. Сущность, задачи и функции сбыта. Связь между сбытом и маркетингом.
Сбыт продукции является связующим звеном между производством, распределением и потреблением.
В широком смысле слова сбыт характеризуется как распределение и движение товара от производителя до потребителя.
В узком смысле слова под сбытом понимается его заключительный этап - непосредственное общение продавца и покупателя,
Цель сбыта - доведение до конкретного потребителя подготовленного товара определенного количества и качества в установленные сроки.
Основной задачей сбыта для предприятия в настоящее время является: обеспечение совокупности функциональных действий по распределению, доведению до покупателей и реализации товаров в соответствии с заключенными договорами.
|
|
Значение сбытовой деятельности производственного предприятия состоит в следующем:
- в процессе сбыта происходит продолжение производственного процесса; операции по сборке, доработке товара, упаковке, подсортировке, хранению способствуют сохранению и увеличению потребительной стоимости товара;
- сбытовая деятельность обеспечивает завершение маркетинговых действий по изучению рынка, разработке товара, планированию ассортимента, продвижения товара на рынок;
- организация сбыта продукции предприятия определяет его конкурентные преимущества на рынке, результативность взаимодействия с партнерами по сбыту;
- итоги сбыта определяют конкретные экономические и финансовые результаты деятельности производственного предприятия.
Функции сбытовой деятельности производственного предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1- Функции сбытовой деятельности производственного предприятия
Структура и содержание функций | ||
По роли | По характеру | |
Организационно- коммерческие | Технологические | |
Основные | Продажа и аренда: | Хранение: |
- установление контактов с | - разгрузка и погрузка | |
посредниками и покупателями | - внутреннее перемещение | |
- подготовка и заключение договоров | - приемка | |
- исполнение договорных обязательств | - укладка на хранение | |
- непосредственное хранение - сортировка и маркировка | ||
- комплектация | ||
- упаковка и затаривание Распределение: - формирование партий поставки | ||
- отправка (отгрузка) - транспортировка | ||
Вспомогательные | Информационные функции: | Сервисное обслуживание: |
- изучение покупателей и посредников - информационное обеспечение планирования производственно-сбытовой деятельности Юридические функции: - обоснование и оформление договоров - правовая защита | - предпродажное обслуживание - послепродажное обслуживание: - монтаж - установка - ремонт - поставка запасных частей |
Сбыт продукции тесно связан с маркетингом. Концепция маркетинга изменяет методы, при помощи которых предприятие достигает намеченные цели производства и сбытовой продукции.
|
|
Главное значение отводится маркетингу, т.к. служба маркетинга определяет сколько, по какой цене и каких видов продукции с позиции ассортимента необходимо реализовать предприятию в том или ином сегменте рынка. Задачи службы сбыта заключаются в том, чтобы следовать рекомендациям, которые разрабатывает отдел маркетинга и использовать их как ориентир при продвижении продукции предприятия.