Лекционная тетрадь
экспресс-курса
"Бизнес-планирование: придумай, сделай, продай"
Введение
Учебный курс разработан в виде восьми последовательных модулей:
1. О бизнес-планировании.
2. Формализация продукта.
3. Анализ рынка.
4. Маркетинг.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Риски.
8. Финансовый план.
Каждый модуль включает в себя:
1. Учебно-методический текст.
2. Тесты на проверку усвоения учебного материала.
3. Задания для написания своего бизнес-проекта.
4. Список дополнительной литературы для ознакомления.
Как работать по программе обучения:
1. Вы изучаете учебные материалы первого модуля.
2. Проходите тестирование по изученному материалу.
3. Заполняете шаблоны и матрицы по своему проекту.
4. В случае успешного выполнения заданий переходите ко второму модулю и так далее.
Таким образом, осваивая учебный материал и выполняя задания после каждого модуля, у вас будет постепенно формироваться ваш бизнес-план. При этом качество вашего бизнес-проекта будет зависеть от серьезности вашего подхода: если вы будете подходить формально к выполнению заданий, то в результате вы получите формальный бизнес-план, который можно будет показать потенциальному инвестору, но воплотить в жизни написанное на бумаге будет очень сложно. Если же вы с самого начала будете ответственно прорабатывать свой проект, то в результате вы получите «работающий» бизнес-план: интересный для инвестора + четкую программу своих действий по созданию и развитию бизнеса.
|
|
Модуль 1.
Принципы бизнес-планирования.
Структура и задачи бизнес-плана.
В этом модуле вы узнаете:
v Что такое бизнес-план и для чего он нужен.
v На какой период разрабатывать бизнес-план?
v Что надо сделать перед тем, как начать разрабатывать бизнес-план.
v Некоторые принципы составления бизнес-плана.
v Как оформить бизнес-план.
v Типовые ошибки бизнес-планирования.
v Из каких разделов состоит бизнес-план.
v Что необходимо писать в каждом разделе бизнес-плана.
Что такое бизнес-план и для чего он нужен
Бизнес-план является инструментом осмысления и обоснования тех хозяйственных мероприятий, которые требуют вложения заметных инвестиционных ресурсов. Бизнес-план - концептуальный документ, который используется для привлечения внешних инвестиций и внутрифирменного планирования.
В России бизнес-план традиционно используется для привлечения внешнего финансирования (в виде субсидий, кредитов, грантов и т.д.) и может понадобиться при:
ü создании нового предприятия, организации;
ü реорганизации, изменении формы собственности действующего предприятия;
|
|
ü финансовом оздоровлении предприятия – банкрота;
ü осуществлении некоторых крупных проектов (открытие региональных представительств, выпуск новой продукции, расширение производства и др.)
Период планирования
Не существует стандартного периода планирования. Фактически, различные виды деятельности требуют различного периода планирования. Некоторые бизнесы окупаются в течение 4-5 и более лет, другие – окупят себя в течение года. В современных условиях окружающая нас реальность меняется так стремительно, что зачастую, информация, полученная сегодня, устаревает уже завтра. Меняется платежеспособность и характер спроса, разоряются конкуренты и появляются новые, нет надежных макроэкономических прогнозов. Все это ставит под сомнение реалистичность планирования на длительные сроки. Если еще год назад компании разрабатывали стратегии своего развития на 3-5 (некоторые даже на 12) лет, то сегодня стратегическое планирование ограничивается, как правило, годом-двумя, дальше заглядывать не имеет смысла. При разработке бизнес-плана вы можете руководствоваться двумя принципами.
Первый принцип, бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год.
Второй принцип, его еще называют правилом «большого пальца» состоит в том, что продолжительность периода планирования должна быть достаточной для генерирования проектом необходимых наличных средств. Это означает, что в прогнозе потока наличности поступления наличных средств постоянно превышают наличные платежи без привлечения дополнительных внешних источников финансирования.
В любом случае, если у вас долгосрочный проект вам будет сложнее проработать маркетинг и финансовый план и сложнее убедить потенциальных инвесторов в привлекательности своего проекта.
Перед тем, как начать разрабатывать бизнес-план, вы должны задать себе несколько вопросов:
· С какой целью вы пишите бизнес-план?
· Какой продукт (товар или услуга) вы собираетесь продавать?
· Кто ваш клиент и почему он будет покупать именно у вас?
· Как вы собираетесь продвигать свой продукт? Как ваши потенциальные клиенты узнают о вас?
· Как вы планируете финансировать свой проект?
Некоторые принципы составления бизнес-плана:
· Обоснованность и документированность. Ваш бизнес-план должен быть обоснован и содержать необходимую подтверждающую информацию (заключения экспертов, договоры о намерениях, свидетельства и т.п.). Документальный материал лучше разместить в приложениях, с указанием соответствующего номера раздела основного текста, в основном тексте отметьте, что документ приведен в приложении.
· Адекватным и понятным. Старайтесь говорить простым и понятным языком и избегайте избыточной информации, пишите конкретно и по-существу. Если приводите специальные термины, то давайте их расшифровку.
· Реалистичным. Чрезмерный оптимизм разработчиков, выражающийся в завышенном прогнозе объема продаж, заниженной себестоимости и объеме финансирования, неточностях финансовых расчетов, поверхностном анализе рынка - может перечеркнуть всю вашу работу.
· Профессионально оформленным. Ваш бизнес-план должен производить достойное впечатление.
Как оформить бизнес-план:
· Обложка должна сообщать читателю о том, что он держит в руках: название компании, сферу деятельности, период планирования. (Например, «Бизнес-план парикмахерской Афродита на 2009-2012 гг.».) Название должно быть кратким и обязательно отражать суть проекта. Укажите дату представления проекта.
· На обороте обложки можно написать список разработчиков и контактную информацию.
· Содержание с указанием страниц, на которых можно найти те или иные разделы.
|
|
· Текст бизнес-плана на листах формата А4, сброшюрован (а не скреплен степлером). Если у вас много приложений, то их лучше сброшюровать отдельно, это уменьшит количество листов бизнес-плана и позволит читать оба текста одновременно. Страницы должны быть пронумерованы. Используйте наглядные материалы. У вас не должно быть ошибок в тексте и в расчетах (единственная неточность в цифрах может поставить под сомнение все ваши расчеты).
Типовые ошибки бизнес-планирования:
Содержательные ошибки:
- Неконкурентоспособная идея. Не обязательно ваша бизнес-идея должна быть инновационной или прорывной, но, как минимум, вы (или ваша команда) должны уметь хорошо делать то, на чем собираетесь зарабатывать, и на продукт вашей деятельности должен быть соответствующий спрос на рынке.
- Продукт не рыночный. Отсутствуют критические факторы успеха (набор минимальных необходимых требований к продукту). Если ваш продукт неконкурентоспособен, значит, у вас не будет не клиентов, значит можно закрывать бизнес.
- Не сегментированы клиенты. Убежденность большинства начинающих предпринимателей, что чем больше разных клиентов, тем лучше, приводит к хаотичным и несистемным маркетинговым усилиям. Как следствие – распыление ресурсов.
- Не проработаны конкуренты. Без информации о конкурентах вы не сможете определить свои конкурентные преимущества, у вас будет оптимистичный план продаж, неэффективная маркетинговая политика, высокие риски и некорректные финансовые прогнозы.
- Оптимистичный план продаж. Отсутствие клиентов – основной риск, с которым сталкивается молодой предприниматель, поэтому лучше готовиться к нему заранее, ориентируясь при разработке бизнес-проекта на пессимистичные прогнозы плана продаж. Пусть лучше реальные результаты превзойдут ваши ожидания. Чем приятно удивят.
- Недостаточное знание технологии производства. Эксперты, читающие бизнес-план, как правило, слабо разбираются в технологических тонкостях, поэтому на показатели вашего проекта соответствующий раздел бизнес-плана оказывает опосредованное влияние. Однако технологические просчеты могут привести на стадии реализации проекта, как минимум, к увеличению себестоимости продукции, как максимум, к невозможности выпустить продукцию (оказать услуги) соответствующего качества или к убыточности бизнеса.
|
|
- Ошибки в финансовых расчетах. Могут быть следствием чрезвычайного оптимизма на предыдущих этапах разработки бизнес-плана, могут появляться из-за низкой финансовой грамотности. В любом случае, неточности в этом разделе перечеркивают всю вашу работу, т.к. он часто рассматривается как ключевой.
- Непроработаны риски. Какой бы прекрасный план вы не составили, в реальности все может пойти не так, как вы планировали. Для того чтобы быть готовым к разным неожиданностям, необходимо поработать с ними заранее. Знание о вероятных рисках, разработанные мероприятия по их упреждению, четкий план реагирования в случае наступления рисковых событий – позволяют перейти от линейного планирования к сценарному.
Форматные ошибки:
- Ошибки романтизма. Фраза «рынок не ограничен» свидетельствует об отсутствии у заявителя представления о реалиях рынка, декларация об «отсутствии конкурентов» говорит о поверхностном анализе рынка, а утверждение о непревзойденности технических характеристик без их сравнения с мировым уровнем - по меньшей мере, о лукавстве.
- Избыточность информации. Подробное описание технологического процесса, использование специальных терминов, общие рассуждения, многословие – все это утомляет читающего, вследствие чего ваш бизнес-план представляется скучным и неконкретным.
- Непрезентабельное оформление. Скрепленный степлером текст, несовпадение страниц в содержании со страницами текста, орфографические ошибки и опечатки – произведут впечатление несерьезности и вызовут соответствующее отношение к вашей работе со стороны экспертов.
Структура бизнес-плана.
Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Бизнес-план организации, оказывающей услуги, будет отличаться от бизнес-плана розничной компании или производственного предприятия. Кроме этого, существуют разные предлагаемые стандарты бизнес-плана, но главное, от чего зависит содержание вашей разработки, - цели, которые вы ставите перед собой при написании бизнес-плана.
Итак, единой стандартной общепринятой формы бизнес-плана нет. Есть несколько возможных форматов: TACIS, Европейского Банка Реконструкции и Развития, UNIDO, постановления Правительства РФ от 22.11.97 №1470, Российского фонда технологического развития, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.
При этом форма и содержание вашего бизнес-плана зависят не только от принятых стандартов, но в большей степени от целей, которые вы ставите перед собой, приступая к разработке бизнес-плана. Цели бизнес-планирования могут быть следующими:
- Для себя. Чтобы лучше разобраться в своем проекте, спланировать свою деятельность и четко представлять ожидаемые результаты и необходимые шаги.
- Для инвестора:
· Банк;
· Государственные программы поддержки (федеральные, региональные, муниципальные);
· Программы поддержки негосударственных некоммерческих организаций и фондов;
· Частный инвестор;
· Программы коммерческих организаций, венчурных фондов и т.п.
Если ваш бизнес-план оценивает частный инвестор, то он, как правило, смотрит на бизнес-идею и ваш продукт, оценивает возможный спрос и почти не интересуется вашими финансовыми расчетами. Частный инвестор, руководствуется интуицией, богатым бизнес-опытом и экспертными знаниями в определенных отраслях. Другое дело банк, особенно без участия государственного капитала, их интересует ваша платежеспособность (коэффициенты ликвидности, финансовой автономии и др.) и, практически, не интересует ваша гениальная идея или инновационная технология производства. У банков с государственным участием, возможны программы поддержки малого бизнеса или молодежного предпринимательства, в этом случае, вам надо узнавать критерии, предъявляемые к участникам конкурсного отбора и руководствоваться ими. Тоже самое касается программ поддержки от негосударственных организаций, фондов и проектов от коммерческих организаций. Бизнес-план можно проработать и для себя: мы видели десятки бизнес-идей, которые после детальной проработки оказывались убыточными. Хорошо, что эти ошибки были сделаны на бумаге, а не в реальной жизни.
Итак, первое, что вам необходимо сделать – определить цель написания своего бизнес-плана. После этого (в случае, если ваша цель – привлечение инвестиций) – узнать о критериях, которыми руководствуется соответствующая структура при принятии решения о финансировании (выдаче кредитов, субсидий, грантов и т.п.) и разрабатывать свой проект в соответствии с этими критериями. При этом не значит, что вы должны подгонять свой бизнес-план под определенные показатели, вам необходимо тщательно и исчерпывающе проработать свой проект на стадии подготовки, но расставить соответствующие акценты при презентации своего бизнес-плана. После того, как ясна цель вашего бизнес-планирования, вы приступаете к последовательной проработке своего проекта в соответствии с предлагаемой адаптированной структурой бизнес-плана: