Цель раздела – показать, как вы донесете информацию о своей продукции до потенциальных покупателей, и почему они ее купят. Иными словами, вы должны ответить на вопрос – откуда у вас возьмется запланированный объем продаж.
Оптимальный объем раздела – до 5 страниц.
В этом разделе описываются следующие информационные блоки:
· ценообразование;
· стратегия маркетинга;
· методы продвижения;
· прогноз объемов продаж.
Подробнее о маркетинговых инструментах вы можете ознакомиться в модуле «Маркетинг».
Производственный план
Цель этого раздела – представить технологический процесс. Подробно описать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю.
Рекомендуемый объем – до 5 страниц.
В этом разделе описываются следующие информационные блоки:
· организация производства,
· технология,
· оборудование,
· ресурсная база,
· производственные потоки.
Подробнее о том, как составлять производственный план, вы можете ознакомиться в модуле «Производственный план».
|
|
Организационный план
Цель этого раздела – показать, какие необходимо совершить организационные действия, чтобы были достигнуты производственные, маркетинговые и финансовые цели.
Оптимальный объем – 2-3 страницы.
В этом разделе описываются следующие информационные блоки:
· организационная структура;
· методы подбора персонала;
· регламентация;
· мотивация.
Подробнее о том, как спроектировать оптимальную организационную структуру, как подобрать ключевых сотрудников, как определить их служебные функции и мотивировать их на достижение ключевых показателей их деятельности, вы сможете ознакомиться в модуле «Организационный план».
Финансовый план
Цели этого раздела: во-первых, дать возможность оценить потенциальному инвестору является ли предприятие достаточно привлекательным для инвестиций, во-вторых, насколько безопасны инвестиции и способен ли проект обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях). Данный раздел является ключевым, если цель вашего проекта привлечение внешних инвестиций. Здесь планируются затраты и определяется эффективность.
Оптимальный объем раздела – до 5 страниц.
Раздел «Финансовый план» может содержать следующие блоки информации:
· калькуляция затрат;
· движение денежных средств;
· план прибылей и убытков;
· баланс активов и пассивов;
· расчет финансовых показателей.
Подробнее узнать о том, какие финансовые показатели необходимо рассчитать и как это сделать, как составить бухгалтерский баланс и план прибылей и убытков, как посчитать затраты и движение денежных средств вы сможете в учебном модуле «Финансовый план».
|
|
Риски
Цель раздела – показать, что вы знаете основные риски, с которыми вы можете столкнуться, знаете, как их можно упредить и что делать в случае их наступления. Иными словами, вам необходимо показать, что вы готовы к различным вариантам развития событий.
Оптимальный объем раздела – 2-3 страницы.
В этом разделе описываются следующие информационные блоки:
· наиболее вероятные риски,
· методы минимизации рисков.
Подробнее узнать о том, какие бывают риски, инструменты анализа рисков, методы реагирования и упреждения рисков, вы узнаете в учебном модуле «Риски».
Приложения.
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К их числу могут быть отнесены следующие информационные блоки:
· расчеты финансовых показателей;
· план производства и реализации продукции;
· биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
· результаты маркетинговых исследований;
· заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
· подробные технические характеристики продукции;
· гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции, договоры о намерениях;
· договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
· заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
· статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
· отзывы авторитетных организаций;
· фотографии или видеоролики образцов продукции;
· копии авторских свидетельств, патентов;
· плана предприятия;
· сертификаты (ТУ и т.п.) на продукцию.
Рекомендованная литература.
Основная:
1. Приложение №1 к постановлению Правительства РФ от 22.11.97 №1470;
2. Как разработать бизнес-план. Методическое пособие, разработанное в рамках проекта Тасис Европейским Союзом для Новых Независимых Государств;
3. Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению, разработанные Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства;
Дополнительная:
1. Барроу П. Бизнес-план, который работает / Пол Барроу; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 288 с.;
2. Саттон Г. Азбука составления победоносного бизнес-плана / Г.Саттон; пер. с англ. Л.А.Бабук. – Мн.: «Попурри», 2007. – 384 с.;
3. Фил Стоун. Бизнес-план. Азы бизнеса. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2004, - 112 с.