Вертикальная интеграция: типология и мотивация. Проблема двойной маржинализации

Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции. Принимая решение о вертикальной интеграции, необходимо тщательно взвесить все ее выгоды и издержки. Аргументы против вертикальной интеграции:

1). Издержки самостоятельного производства для фирмы могут оказаться выше той цены, за которую товар можно было купить у поставщика.

2). Усложняется процесс управления интегрированной фирмой, растут издержки управления, поскольку увеличивается масштаб фирмы.

3). Требуются значительные затраты на создание вертикально интегрированной фирмы (путем слияния и /или поглощения).

4) Вертикальная интеграция способствует созданию барьеров входа на рынок и усиливает монопольную власть.

Основные мотивы, побуждающие фирмы к интеграции:

1). Стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы «двойной надбавки» или «двойной маржинализации». Эта проблема возникает, когда и рынок промежуточной продукции, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции: олигополистами или монополистами. Рассмотрим крайний случай, когда оба рынка являются монопольными. Производитель промежуточной продукции действует на рынке А, выпуская товар А. Этот товар покупает производитель конечного продукта В. Технология производства продукта В такова, что для производства единицы продукта А требуется единица продуктов А и С, которые являются совершенными заменителями друг друга. Рассмотрим случай, когда производители А и В действуют независимо (рис 11.1).

М
К
Q
DA
DB
MRB
Р
РВ
РАС
РА
МСА
πА
πВ

Рис. 11.1. Спрос на конечную и промежуточную продукцию и прибыль

при отсутствии вертикальной интеграции

Если фирмы вертикально объединятся, то затраты производителя конечной продукции на промежуточный продукт А снизятся, так как он уже не будет платить монопольную надбавку, равную (РА – МСА). Продукт А поступит ему по МСА. Цена конечного продукта понизится, а объем рыночных продаж увеличится (рис. 1.2).

М
К
Q
DA
DB
MRB
Р
РВ
РАС
МСА
πАВ

Рис. 11.2. Спрос на конечную продукцию и прибыль вертикально интегрированной компании и выигрыш потребителей

2) Снижение трансакционных издержек;

3) Снижение издержек производства.

4) Снижение риска хозяйствования.

5) Снижение потерь от рыночной власти других фирм.

6) Ослабление воздействия государства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: