Слияния, поглощения фирм и их формы. Мотивы и выгоды от слияния фирм

Если же фирме не удалось предотвратить появление конкурентов в отрасли или есть причины, которые не позволяют создать барьеры входа, то она может ликвидировать конкурента путем слияния или поглощения. Слияние – процесс, в результате которого несколько компаний объединяются в одну. Отличительно чертой сделки слияния является то, что акционеры приобретаемой компании после объединения сохраняют свои права на акции, но уже нового общества. Слияние осуществляется либо путем присоединения одной компании к другой, либо путем образования новой компании.

Поглощение – установление одной компанией контроля и управления над другой путем приобретения полного или частичного права собственности без образования единой компании.

Приобретения фирм возможны:

1) в форме «согласованных слияний.

2) путем «оспариваемых поглощений».

3) посредством «отторжений».

4) путем «выкупа управляющими».

С точки зрения рынков, к которым принадлежат фирмы различают:

Горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, выпускающих однородный продукт или осуществляющих одни и те же стадии производства. Вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, когда приобретаются фирма-поставщик или фирма-потребитель. Конгломератные слияния имеют место, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи.

Анализ мирового опыта позволяет выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений:

1) усиление рыночной власти фирмы и, как следствие – повышение цен.

2) снижение издержек.

3) выигрыш от синергии.

4) повышение качества управления, устранение неэффективности.

5) проникновение в отрасль, т. е. фирме посредством слияния удается обойти входные барьеры.

6) налоговые мотивы.

7) разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения..

8) сокращение времени, необходимого для развертывания бизнеса: сроки реализации инвестиционной программы уменьшаются.

9) диверсификация производства, снижающая степень инвестиционных и других предпринимательских рисков.

10) личные мотивы менеджеров. Стремление увеличить политический вес руководства компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: