Особенности конкурентной политики в развитых странах. Конкурентная политика государства в Республике Беларусь

Антимонопольная политика в США

Наиболее жесткое антимонопольное законодательство характерно для США. Цель законодательства состоит в желании обеспечить законность проверки для ограничения экономической власти, а не содействовать экономической эффективности как таковой.

Основными антимонопольными законами являются: Акт (закон) Шермана (1890), Акт (закон) Клейтона (1914), Акт Робинсона-Патмена (1936).

Согласно законам США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм:

1) незаконные как таковые. Это значит, что если в законах они названы как антиконкурентные, то суд не будет разбираться благо или вред они принесли обществу и фирма понесет наказание.

2) незаконные на основании правила разумности (духа закона). Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентных действий.

К первому виду относятся следующие антиконкурентные действия фирм: горизонтальное фиксирование цен; горизонтальный сговор о доле рынка; групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка); договоренность о взаимных продажах и закупках; связанные продажи; неправильная информация о товаре.

Ко второму виду можно отнести такие действия как: регулирование цен в рамках вертикальных контрактов; отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы; исключительное право покупки или продажи.

Особой сферой действия отраслевой политики США является определение критериев, при которых не допускается слияние или поглощение фирм.

Антимонопольная политика в странах ЕС

Задачей политики конкуренции в этих странах является гарантия того, чтобы фирмы своим рыночным поведением не нарушали рыночную интеграцию.

В этих странах она имеет следующие общие основы:

а) мало распространен запрет монополий. Акцент делается на регулирование монополий и доминирующих фирм.

б) при проведении отраслевой политики активно используется концепция «эффективной конкуренции» – конкуренции, которая способствует структурной перестройке экономики.

Главными положениями законодательства ЕС о конкуренции являются статьи 85 и 86 Римского договора. Они запрещают картели и другие ограничительные соглашения между фирмами (ст.85); осуждают злоупотребление доминирующим положением на рынке, предусматривают запрет слияний (как горизонтальных, так и вертикальных), которые могут создать доминирующее положение для фирмы (ст.86); запрещают государственную помощь фирмам, которая искажает торговлю между странами (ст.92). Исключения допускаются в тех случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют улучшению производства, техническому и экономическому прогрессу.

Япония

Проводят антимонопольную политику Комиссия по свободной торговли, Министерство промышленности и торговли. Они обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных случаях».

Доминирующие слияния разрешаются в следующих случаях: 1) кризиса, угрожающего сектору/отрасли экономик; 2) необходимости выполнения зарубежных обязательств Японии; 3) для поддержания курса иены; 4) в интересах занятости; 5) в случае необходимости спасти предприятие от банкротства.

Республика Беларусь

Конкурентная политика, определяет средства и методы контроля и ограничения существующих монополий; условия квалификации доминирующего положения на рынке; порядок антимонопольного контроля за слияниями и поглощениями и т.д.

Ее осуществляет отдел антимонопольного регулирования Департамента ценовой политики Министерства экономики. Законодательной основой служат законы: «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (принят в декабре 1992 г., новая редакция 2 декабря 2002г. № 154–З); «О естественных монополиях» (от 16 декабря 2002 г. № 162–З), Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий от 29 апреля 2003 г.

В государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в следующих сферах: 1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; 3) передача и распределение электрической и тепловой энергии; 4) централизованное водоснабжение и водоотведение; 5) услуги электрической и почтовой связи общего пользования; 6) услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; 7) услуги транспортных терминалов, аэропортов; 8) обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Помимо этого в государственные реестры включаются естественные монополии местного уровня, осуществляющие деятельность в таких сферах как: – передача и распределение тепловой энергии; – централизованное водоснабжение и водоотведение.

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:

а) регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий (установление фиксированных, предельных цен);

б) определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий.

В РБ регулируются цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые в условиях естественных монополий.

Искусственные монополии образовались в результате чрезмерной концентрации и централизации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов.

Ведется Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Регулярно проводится мониторинг товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: