Инновационная политика – это политика, направленная на продвижение и обеспечение инноваций в производстве. Она является производной от промышленной и технологической политики, строится в зависимости от их целей и предполагает разработку мероприятий, стимулирующих инновационную активность.
Она имеет два аспекта: финансовый и институциональный. Первый из них предполагает финансовую помощь государства. Сначала государство финансирует доконкурентные инновации и инновации в сфере общественных интересов. Затем, получив свободный доступ к ним, предприятия значительно расширяют возможности по внедрению собственных инноваций. Государство выступает в роли катализатора частных инвестиций в инновационные проекты.
Составляющей инновационной политики является патентная политика. Система патентов, предусматривая легальную монополию фирмы, должна, по идее, вступать в конфликт с антимонопольным законодательством. Однако противоречия нет. Антимонопольная политика, способствуя конкуренции, ведет к статической эффективности рынка – более эффективному распределению ресурсов в рамках существующих технологий, в то время как политика патентов, выдавая временную монополию, обслуживает динамическую эффективность экономической системы.
|
|
Согласно промышленной политике США патенты на новые продукты или новые технологии выдаются на 17 лет, патенты на улучшение товарного вида – сроком на 14 лет. В ЕС патент трактуется как временная монополия, выданная с целью стимулирования инвестиций в инновации.
Политику государства в инновационной сфере называют также политикой «выращивания инновационных бизнесов». Государство становится активным участником создания инновационных кластеров. Благодаря их созданию достигаются следующие результаты:
1) Увеличивается уровень концентрации производства;
2) Снижаются барьеры доступа предприятий к научно-технической информации;
3) Сокращаются трансакционные издержки взаимодействия предприятий;
4) Увеличивается скорость распространения инноваций и новых технологий;
5) Формируются межотраслевые «цепочки создания стоимости».
Помимо инновационных кластеров государство активно участвует в формировании других институтов инновационной экономики: бизнес-инкубаторов, технопарков и технополисов, национальных инновационных проектов, стратегических инновационных сетей.
Основные принципы «политики выращивания инновационных бизнесов»:
1. Ориентация не столько на макроэкономические результаты реализации инновационных проектов, сколько на «демонстрационный эффект».
2. Софинансирование инновационных проектов государством при сохранении управления проектами со стороны бизнеса.
|
|
3. Диверсификация государственной поддержки.
4. Сохранение традиционных инновационных институтов с их встраиванием в новую систему институтов или постепенным замещением новыми инновационными институтами.
5. Формирование доверия к новым институтам через личную репутацию управляющих.
6. Реализация функций поддержки инновационных проектов через бизнес-посредников.
7. Предоставление услуг вместо денег.
8. Поддержка кооперации и взаимного обучения малых предприятий.