Омонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением

Омонимы – слова, совпадающие в звучании и написании, но различные по значению.

Не замеченное автором столкновение в тексте многозначных слов, используемых в различных значениях, или омонимов, нередко придает речи:

– комическую окраску («Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе»);

– двусмысленность («Люди увидели в нем доброго руководителя»);

– характер каламбура («Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок»).

Каламбур – юмористическое использование многозначных слов или омонимов.

Примеры стилистической правки предложений, в которых неудачно употреблены многозначные слова или слова, имеющие омонимы.

1. Недавно наше предприятие представляло научно-техническую выставку за рубежом. 1. Недавно наше предприятие организовало научно-техническую выставку за рубежом
2. В начале учебного года мать купила дочке портфель и наказала – в этом году больше не получишь. 2. Мать в начале учебного года купила дочке портфель и предупредила: «Береги его!».

Часто причиной стилистических ошибок оказываются омографы и омофоны.

Омографы – слова, совпадающие на письме и имеющие ударение на разных слогах.

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

Примеры: «Большая часть выпускников осталась в колхозе» (бóльшая и большáя); «Как же они туда попадали?» (попáдали или попадáли). В схожести двух разных растений выражается равноценность их свойств (слышится «всхожесть», и содержание текста провоцирует ошибку).

Паронимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Можно выделить: 1) паронимы, имеющие разные приставки (отпечаткиопечатки); 2) паронимы, отличающиеся суффиксами (безответныйбезответственный); 3) паронимы, один из которых имеет производную, а другой – непроизводную основу (роствозраст; тормозторможение).

Смешение паронимов в речи вызывает:

– искажение смысла (книгаисточник познания);

– нарушение лексической сочетаемости (красивая и практическая обувь);

– замену нужного слова искаженным словообразовательным вариантом (внеочередной — неочередной; выдающийсявыдающий);

– ложные ассоциации (путают слова типа: статусстатут, апробироватьопробовать).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: