Охарактеризуйте основные этапы исторического осмысления культуры

Ключевые понятия:культура, культурология, информационная культура, структура культуры, социализация, воспитание.

Вопросы для подготовки:

Охарактеризуйте основные этапы исторического осмысления культуры.

Развитие культуры сопровождалось становлением ее само­сознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.

Современная культурология не просто сводит в единое целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опи­раясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно просле­дить логику возникновения и развития современных тенденций исследования культуры, включение определенных вопросов в круг интересов культурологии. Это приводит к необходимости исследования исторического развития представлений о культуре.

Так как культурология связана прежде всего с европейской традицией познания мира, необходимо рассматривать представ­ления о культуре в рамках европейской цивилизации.

Можно выделить следующие периоды развития культурологии:

1) доклассический (Античность, Средневековье);

2) классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);

3) неклассический (конец XIX — первая половина XX вв.);

4) постнеклассический (вторая половина XX в.).

1. Античные представления о культуре

Само слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взра­щивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик М. П. Катон (234—149 гг. до н. э.).

Совершенно в ином, переносном смысле применил слово «культура» выдающийся римский оратор и философ М. Т. Цицерон. Согласно Цицерону, культура — это «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все, соз­данное человеком, в отличие от мира, созданного природой.

Однако следует заметить, что культура по-прежнему понима­лась как «возделывание, обработка земли». Но отныне считалось, что объектом такого возделывания может быть не только земля, но и сам человек. Культура стала пониматься как совершенство­вание души при помощи философии и красноречия.

Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.

Античное понимание культуры — гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т. е. человек — гражданин, подчиняющий­ся законам своего полиса и выполняющий все гражданские обя­занности, человек — воин, человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.

В Античности понятие «культуры» близко к понятию «циви­лизации». Что же такое цивилизация? Для грека слово «цивили­зация», «цивилизованный» значит «прирученный, обрабо­танный, привитый». Цивилизованный человек — это человек «привитый», который сам себе делает прививки, с тем чтобы при­носить плоды более питательные и сочные. Цивилизация пред­ставляет собой совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы. Однако, помимо защиты жизни, цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе.

В силу таких представлений первым значением термина «культура» стало отождествление его с воспитанием и образова­нием, которые развивают в человеке разумную способность суж­дений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяет ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и личных. Так, например, Аристотель в своем труде «Политика» говорит, что так как государство в целом имеет одну конечную цель (приумножение числа граждан, которые могли бы защитить государство от врагов, охранять его границы), то для всех нужно единое одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом, т. е. Аристотель хотел, чтобы существовали определенные законы о воспитании, которое должно быть общим. Целью воспитания (по Аристотелю) являет­ся развитие умственных способностей или нравственных качеств.

Помимо понятия «идеального гражданина», «чувства прекрас­ного», в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» — необходимость участия в религиозном культе, в поклонении Богам. Античные Боги — это природные стихии в человеческом облике. Первобытный человек судил о внешних предметах по себе самому, а так как он чувствовал в себе свободную личность, то ему казалось, что все окружающие его части Вселенной были такими же живыми лицами, как и он. Сам он приписывал им мысль, волю, признавал их господство, молился и поклонялся им, он сделал из них Богов.

Этим представлениям соответствовало циклическое пережи­вание времени, основанное на идее вечности. В истории греки видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества.

2. Представления о культуре в Средние века

Можно выделить следующие особенности средневековой культуры:

1) на смену представлениям о вечности Космоса и подчине­нии ему Богов пришло представление о едином Боге. Бог счи­тается творцом мира, единственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же созданной;

2) еще одной характерной особенностью средневековой культуры является символизм. Все предметы, явления, объек­ты окружающего мира представляют собой символы, письме­на в божественной книге природы. Иными словами, античное единство природы и Богов уходит в прошлое. Так, например, Луна — это символ божественной Церкви, ветер — символ Святого Духа и т. д. В Средние века впервые появилось пред­ставление о предметах и явлениях мира как о текстах, развив­шееся в XX в. до символической теории культуры;

3) аскетизм (элемент аскезы, отречения от мира). Непосред­ственно в культуре это выразилось в возникновении эстетики аскетизма. Эстетика аскетизма сложилась как эстетика лич-

ностного, духовного развития. Ее целью являлось спасение и всецелая причастность к Богу. Основные темы этой эстети­ки — полный отказ от чувственных наслаждений (в противопо­ложность античному гедонизму), идеал нищенской жизни, сис­тема особых духовно-психофизических упражнений (включая молитву). Аскетический образ жизни — это монашеский образ жизни, который заключается в стремлении к состоянию пол­ного душевного равновесия и покоя;

4) составляющим пластом средневековой культуры (а в даль­нейшем и особенностью русской национальной культуры) является созерцательность. Русский человек был склонен задумываться не над практическими вопросами своего су­ществования, а над духовными, великими вопросами бытия человека, о страданиях и т. д. Это придает всей культуре рели­гиозный характер. Дело в том, что православие подавляло социальную активность человека. Взамен предлагалось уми­ротворение. Наряду с этим предлагалось духовное движе­ние — самоуглубление, внутреннее самосовершенствование;

5) происходит переосмысление античных представлений о прекрасном. В Античности прекрасное имело оценочный характер. Уже Гомер называет «прекрасным» и физическую красоту людей, и совершенство предметов, и нравственную красоту поступков. Сократ ввел понятие «колокогатия» — прекрасное и доброе,

что служило характеристикой идеального человека.

Некоторые итоги античного представления о «прекрасном» подвел Плотин в своих произведениях: «О прекрасном», «О мыс­лимой красоте». Красота, по Плотину, состоит из трех ступеней:

1) высшая — умопостижимая красота, которая истекает от Бога;

2) вторая ступень — идеальная природная красота, красота души человека и красота добродетелей;

3) ничтожная ступень — красота материального мира, произ­ведений искусства. Что касается средневековых представлений о прекрасном, то

довольно полно их изложил Фома Аквинский в своем произведе­нии «Сумма теологии». Специфика прекрасного, по мнению Ф. Аквинского, в том, что при лицезрении или постижении его успокаивается желание. Ф. Аквинский различал чувственные наслаждения (от вещи), эстетические (зрительные и слуховые) и чувственно-эстетические (например, от женских украшений, духов). Прекрасное, согласно ему, отличается от благого тем, что оно — объект наслаждения, а благое — цель и смысл человече­ской жизни.

В настоящее время по сравнению со Средневековьем измени­лись цели культуры. Целью человека стало не познание самого себя, а познание Бога. Культура — это уже не воспитание меры, гармонии и порядка, а преодоление ограниченности человека, постоянное духовное совершенствование личности. Культура превратилась в культ.

3. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время

Возрождение — это культурный процесс, точнее культурный переворот, стоящий в тесной связи с переворотом экономиче­ским. Он выражается в росте индивидуализма, в упадке церков­ных идей и усилении интереса к древности.

Возрождение связано с новым открытием Античности, ее идеа­лов и ценностей и прежде всего отношения к человеку как к гар­монично развитой личности. Именно Возрождение стало эпохой рождения современного гуманизма — веры в силы и способности человека, в то, что человек такой же творец, как и Бог. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. В этом заклю­чается знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения. Гуманисты были убеждены в достоинствах человека как природ­ного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, в его творческих возможностях.

Так в мировоззрение вновь проникает идея о человеке как творце культуры. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры.

Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного пони­мания и разумения. Разум становится главной ценностью культу­ры, целью воспитания и образования человека. Гуманисты считали, что человек может достигнуть совершенства собственным разумом и волей, а не путем искупления и благодати. Они были убеждены во всемогуществе человеческого разума.

В конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632—1694) стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась как противостояние человечес­кой деятельности дикой стихии природы, она противопоставля­лась с Пуфендорфом природному, или естественному, состоянию человека.

Это была эпоха первой глобальной научной революции, тех­нического и промышленного переворотов, великих географиче­ских открытий. Очевидность ведущей роли человека во всех этих процессах и стала причиной нового понимания культуры как особой самостоятельной сферы человеческой жизни.

Большой вклад в дальнейшее развитие науки о культуре в этот период внес итальянский мыслитель Джиамбаттиста Вико (1668—1744), которому принадлежит заслуга применения истори­ческого метода к исследованию развития общества. В своем фун­даментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) он отмечал, что философы до сих пор исследова­ли природу, которая не создана человеком, и пренебрегали «миром наций», историческим миром. В своей книге Дж. Вико впервые в Новое время попытался объективно подойти к предста­вителям иных культур. Весь античный мир видел в них только вар­варов, а Средневековье оценивало эти культуры с точки зрения их соответствия христианским ценностям. Дж. Вико впервые обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал про­водить историко-сравнительный анализ, описывать националь­ные психологии, решать вопросы аккультурации и ассимиляции (усвоения элементов чужой культуры и приспособления к ней). При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных цен­ностей.

Вместе с тем Дж. Вико считал, что существуют общие пара­метры и принципы развития культуры, которые делают возмож­ным сопоставление разных культур. Для него это классовые

структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обы­чаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения. Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура.

Культура в своем развитии проходит через определенные этапы:

1) Век Богов — это Золотой век, в это время властные структу­ры не противостоят массам, нет конфликтов между властью и теми, над кем властвуют. Еще нет развития техники, господ­ствует мифология. Это был период языческой культуры. Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истол­ковывали тайны оракулов, заключенные в стихах. Они же представляли власть — теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках;

2) Век Героев — Серебряный век — начинается благодаря переходу к оседлости. Выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократиче­ское правление эпохи Богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг. Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи — в плебеев. Это эпоха аристократиче­ского правления, нарастания религиозных конфликтов, про­гресса техники и изобретательства. В это же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкуль­турных контактов;

3) Эпоха Людей — Железный век. Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разу­мом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям. С одной стороны, они становятся более гуманны­ми, утверждается демократия как форма правления, основан­ная на признании гражданского и политического равенства. Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, тор­говли, межгосударственных обменов. Но оборотной стороной этой эпохи становится культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценности. Язык становится не формой культурной идентификации,а фактом разобщения людей.

Дж. Вико утверждал, что европейские государства живут в по­следней эпохе, Россия и Япония — в Эпохе Героев, а многие народы Севера и Юга — в Эпохе Богов.

На первый взгляд кажется, что в основе периодизации челове­ческой истории и культуры у Дж. Вико лежит идея общественно­го переворота. Но говорить об абсолютной повторяемости в исто­рии, о полном соответствии концепции Дж. Вико античной циклической модели истории нельзя. Есть лишь частичная пов­торяемость и Дж. Вико говорит о совпадении отдельных черт раз­личных эпох на той или иной стадии развития народов.

Еще одной важной идеей, выдвинутой Дж. Вико, было пред­ставление, что каждая культура закрепляет себя в языке, который создает свой образ мира, аккумулирует особенности психических реакций, свойственных каждому народу.

Итак, культура — это духовное совершенствование человече­ского рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум.

Это была основополагающая позиция эпохи Просвещения. Так, французские просветители XVIII в. сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности чело­века. История общества и культуры понималась как постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культур­ному состоянию. Сама культура отожествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государ­ственного управления, религии. Такова была позиция известных французских просветителей Анн Робер Жак Тюрго, Франсуа-Мари Аруэ де Вольтера, Дени Дидро.

Но, усмотрев в человеке источник самостоятельных, творчес­ких созидательных сил, классическое сознание должно было ответить на вопрос о мотиве человеческой деятельности, опре­делить цели культуры. В зависимости от ответа на этот вопрос все концепции культуры, выработанные в XVIII — первой половине XIX вв., можно разделить на две группы:

1) натуралистические концепции — их сторонники считали,что целью культуры является жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы;

2) идеологические концепции — определяли цель культуры,исходя из существования высшего предназначения разума, к достижению которого должен стремиться человек.

Французские просветители верили в поступательное движе­ние Знания — Прогресс, который только и сможет привести к всеобщему счастью людей, которое понималось как жизнь в гармонии с требованиями собственной природы. Свою особую миссию просветители видели в просвещении людей, так как только оно могло вывести их из состояния невежества.

Итак, для Античной цивилизации было характерно развитие всех видов деятельности и духовности. Для Средневековья доми­нантой являлась религия, все виды человеческой жизни были подчинены религиозным постулатам. В культуре Ренессанса характерной чертой было доминирование разума.

Что касается XIX в., то здесь преобладает научно-познава­тельная деятельность. В XX в. центр тяжести смещается к преоб­разовательной деятельности человека, что приводит к развитию техники.

В XIX—XX вв. развитие капитализма привело к тому, что воз­никла механическая цивилизация как противоположность куль­туре. Согласно Н. А. Бердяеву, «механическая, уравнивающая, обезличивающая, обесценивающая цивилизация с ее дьяволь­ской техникой есть лжебытие, призрачное бытие». В буржуазной цивилизации человек становится автоматическим. «Цивилиза­ция есть неизбежная судьба культуры, — писал О. Шпенглер, — современность есть фаза цивилизации, а не культуры».

Испанский философ и культуролог Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) связывал кризис европейской культуры XX в. с раз­рушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Эти идеи он выразил в таких работах, как «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом», «Дегу­манизация искусства» и др. Х. Ортега-и-Гассет полагал, что «крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей циви­лизацией... Эти эпохи самоудовлетворения снаружи такие глад­кие и блестящие — внутренне мертвы. Подлинная полнота жизни не в покое удовлетворенности, а в процессе достижения, момен­те прибытия. Эпоха удовлетворенности — это начало конца». Возникновение и развитие печатных СМИ (газет, журналов) при­вело к разделению общества на разного рода публику. Публика становится своего рода общим знаменателем, под который под

водятся все социальные слои, группы и т. д. Подобную идею высказал в своем труде «Мнение и толпа» основоположник социальной психологии Габриэль Тард. Он показал взаимосвязь общественного мнения и СМИ. Печатные СМИ берут свое нача­ло из частной переписки, корреспонденции. Корреспонденция «породила» разговор, он, в свою очередь, — общественное мне­ние, а последнее — СМИ.

Таким образом, характерной особенностью культуры (или цивилизации) XX в. является возникновение бессмертного чело­века-массы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: