В развитии внутренней торговли проявляются как положительные так и отрицательные тенденции.
Положительные проявления тенденций:
1) торговля является основным источником поступления денежных средств в государственный бюджет;
2) быстро сформировалась богатая конкурентная среда;
3) ликвидирован дефицит потребительских товаров, рынок отличается высокой насыщенностью;
4) система распределения полностью заменена отношениями свободной купли продажи.
Негативные проявления тенденций:
1) значительный объем теневого оборота;
2) происходит неоправданный рост цен реализации из-за роста звенности товародвижения;
3) очень сложная система контроля качества товаров и сертификации товаров;
4) диспропорции в развитии отдельных звеньев торговых систем;
5) невысокий уровень концентрации капитала, что приводит к функционированию мелких и средний организаций;
6) дезорганизация информационной системы, что приводит к усилению рыночной неопределенности.
Вышеназванные тенденции обозначили стратегическую цель развития внутренней торговли.
|
|
Основная стратегическая цель внутренней торговли: разработка адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.
Из этой стратегии вытекают следующие задачи:
1) обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;
2) обеспечение прав граждан на безопасность и качество товара;
3) формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для отечественных товаропроизводителей, способствующей оптимизации на рынке соотношений отечественных и импортных товаров;
4) финансовый контроль над товарооборотом, на основе существующего ограничения для теневого оборота;
5) восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;
6) укрепление нормативно-правовой базы развития торговли;
7) восстановление единой информационной системы внутренней торговли.
Средствами решения вышеназванных задач должны стать:
1) структурная перестройка на потребительском рынке, способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев торговой системы;
2) стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;
3) совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товара;
4) формирование национальной модели защиты внутреннего рынка в условиях его интеграции в систему мирового товарооборота.