Управление розничным товарооборотом

На размер розничного товарооборота влияют следующие факторы внешней среды:

- изменение численности обслуживаемого населения;

- изменение покупательных фондов населения приходящихся на 1-го человека;

- процент охвата покупательных фондов розничным товарооборотом.

Факторы внутренней среды торгового предприятия отражают:

- эффективность использования экономического потенциала предприятия;

- оборачиваемость товарных запасов;

- развитие прогрессивных методов продажи товаров.

На величину товарооборота влияют внутренние факторы, которые делятся на:

- интенсивные или качественные (производительность труда работников предприятия);

- экстенсивные или количественные (численность работников предприятия).

Цель управления розничным товарооборотом – это максимизация прибыли. Для торговой организации необходимо достичь такого объема розничного товарооборота который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

Розничный товарооборот измеряется:

1) стоимостными и натуральными показателями;

2) показателями его изменения;

3) показателями объема продаж на душу населения.

Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж.

Розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров. Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети, необходимы для обеспечения ритмичности работы торгового предприятия, широкого ассортимента товара и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей.

Один из важнейших показателей торговли – товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью понимают время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации и скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товара в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства.

Для изучения возможности увеличения и максимизации прибыли проводится анализ розничного товарооборота. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.

Основные задачи анализа розничного товарооборота сводятся к следующему:

1) проверка выполнения планов или прогнозов товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;

2) изучение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

3) выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала;

4) разработка оптимального управленческого решения по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:

1) изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;

2) исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений по ассортименту, методам продажи;

3) изучается взаимосвязь покупателей с помощью индексного метода;

4) выполняется факторный анализ;

5) выявляются резервы роста объемов товарооборота с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;

6) определяются возможности учета не использующихся резервов при планировании розничного товарооборота на будущий период;

Кроме того производится анализ товарных запасов и их товарооборачиваемости, балансовая увязка показателей розничного товарооборота.

Для проведения анализа розничного товарооборота необходимо использовать следующую информацию:

1) данные о социально-экономических показателях района деятельности организации;

2) плановые показатели (план розничного товарооборота, нормативы товарных запасов, текущего хранения);

3) оперативные материалы, характеризующие состояние торговли;

4) отчетные данные статистической и бухгалтерской отчетности.

После анализа разрабатывается план розничного товарооборота, который является одним из основных разделов бизнес-плана. На основе многовариантных подходов торговые предприятия определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год. План розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечивать, с одной стороны - удовлетворение потребностей населения, а с другой стороны - необходимый размер прибыли.

Методика планирования товарооборота с учетом потребности прибыли.

Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (прироста основных фондов и собственных оборотных средств). Планирование по этой методике осуществляется в 3 этапа:

1) определяется величина прибыли остающейся в распоряжении предприятия для:

- финансирования прироста основных фондов;

- финансирования собственных оборотных средств;

- создания финансовых резервов;

- погашения кредитов;

- приобретения ценных бумаг;

- уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;

- поощрения и социальное развитие коллектива и др.

2) рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности для чего определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень издержек обращения;

3) рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.)

Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений:

- с учетом их удельного веса в общем товарообороте предприятия;

- исходя из торговой площади;

- на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;

- с использованием экономико-математических моделей.

Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:

- его тип и ассортиментный профиль;

- место расположения;

- особенности спроса обслуживаемого населения;

- анализ его деятельности за предшествующий период;

- товарооборот, приходящийся на один квадратный метр торговой площади;

- производительность труда и прочие.

Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи населению товаров в соответствии с сезонными колебаниями спроса по периоду года (определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте).

В основе планирования товарооборота лежит балансовая формула:

ТЗн + П = ТОб + Др + ТЗк,

где: ТЗн и ТЗк – товарные запасы соответственно на начало и конец периода;

П – поступление товаров;

ТОб – товарооборот за период;

Др – расход товаров, не являющийся продажей.

2. Управление оптовым товарооборотом.

Оптовый товарооборот характеризует объем товарной массы, реализованной одним предприятием другим, с целью последующей перепродажи или переработки.

Виды оптового товарооборота: складской и транзитный.

Товародвижение – процесс доведения товаров от предприятия -производителя с помощью предприятий оптовой и розничной торговли до конечного потребителя.

Анализ общего объема товарооборота начинают с оценки выполнения плана и динамики в действительных и сопоставимых ценах в целом по оптовому предприятию и по отдельным складам. При этом выделяют складской и транзитный товарооборот.

Увеличение объема и удельного веса транзитного товарооборота по сравнению с планом и прошлым годом способствуют:

- ускорению товарооборачиваемости;

- снижению транзитных расходов и товарных потерь;

- быстрому доведению товаров от производителя до потребителя.

Затем анализируется оборот по складам в сравнении с выполнением плана по предприятию и розничным оборотом зоны деятельности предприятия, а также коэффициент звенности товародвижения. При анализе товарной структуры оптового товарооборота важным моментом считается исследование поставок товара.

Планирование оптового товарооборота начинают с определения плана по отдельным товарным группам. Затем на основе обобщения указанных плановых показателей производят расчет общего объема товарооборота.

Существует методика расчета планового размера оптового товарооборота как разницы между потребностью в товарах розничной торговли, сети предприятий общественного питания, в сырье промышленных предприятий и объемом их поступления от различных поставщиков минуя оптовую базу.

Другой вариант составления плана оптового товарооборота предполагает исходить из потребности оптового предприятия в прибыли. Оптовые предприятия определяют нормативы запасов по отдельным товарным группам, а затем рассчитывают общие нормативные запасы по предприятию.

Нормативные запасы по каждой группе товаров можно рассчитать по следующей формуле:

Н = М + П/2,

где: М – минимальный запас для обеспечения бесперебойного снабжения розничных торговых предприятий;

П/2 – средний запас текущего пополнения.

М = В + Р1 + Р2,

где: В – запас по которому выполнены складские операции (приемка, подготовка и т.д.);

Р1 – резервный запас на случай неравномерности поставки;

Р2 – резервный запас на случай повышенного спроса.

Ежеквартально расчет товарного обеспечения уточняется с учетом изменения объемов и источников поступления.

Тема 7: Выбор наиболее эффективных форм функционирования торгового предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: