Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1972). Предпринимателем, по Найту, является человек, берущий на себя бремя полной неопределенности и избавляющий от него своих поставщиков. Для реализации этой функции предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция. Считая способность вырабатывать правильные суждения в условиях «истинной неопределенности» критерием пригодности человека для сферы бизнеса и специфическим источником дохода предпринимательского дохода, Найт выделил 4 тенденции в отборе людей к экономическим функциям: 1) на основе знаний и способностей суждения в определённом виде трудовой деятельности; 2) на основе способности к прогнозированию; 3) на основе способности осуществлять контроль над другими людьми, давать общее направление их рутинной физической и умственной работе; 4) на основе уверенности в собственных силах и готовности брать на себя риск.
В дальнейшем Ф.Найт обратил внимание на то, что прибыль, которая возникает в результате управления капиталом, является не просто платой за управленческие услуги предпринимателя, а вознаграждением за эффективное управление в условиях риска и неопределенности. Критерием эффективного управления он предлагает считать прибыль, которая в стационарной экономике отсутствует и может быть получена лишь в условиях конъюнктурных колебаний. Ее получают те предприниматели, которые способны спрогнозировать неожиданные перемены в сфере производства и обмена и готовы реализовать свои планы, несмотря на риск. Ф.Найт связывает получение прибыли с фактором неопределенности, выделяя, с одной стороны, предвидимую неопределенность, вероятность которой может быть исчислена и застрахована и войдет в издержки, с другой, - «уникальную неопределенность», связанную с неожиданными конъюнктурными колебаниями. Тот, кто способен оценить неопределенность, угадать уровень цен, пойти на неподдающийся измерению риск, может иметь доходы, превышающие издержки. Действуя в условиях подлинной неопределенности, предприниматель в случае верного прогноза развития событий и успешного управления получит прибыль. По Ф.Найту основным качеством предпринимателя является «хорошо тренированная» интуиция, вера в правоту своих суждений и решимость доказать эту правоту, рискуя собственным капиталом.
Людвиг Мизес. По его мнению, средства, находящиеся в распоряжении предпринимателя, тоже меняются. В реальной экономике, пишет Л.Мизес, предпринимателем, т.е. человеком, действующим в условиях неопределенности, является каждый. Мизес определяет предпринимательство как человеческую деятельность, "рассматриваемую с точки зрения неопределенности, присущей любой деятельности". Предприниматель -- это человек, действия которого ориентируются на изменения рыночной информации". Чтобы понять сущностное сходство между моей формулировкой и формулировкой Мизеса, достаточно рассмотреть его особое внимание к предпринимательству как движущей силе распределения ресурсов в соответствии с желаниями потребителей. Рынок, как постоянно подчеркивает Мизес, стремится отстранить от предпринимательской роли всех, кроме тех, кто способен "лучше, чем другие, прогнозировать будущий спрос потребителей"
Более развитую теорию предпринимательской функции создал специализировавшийся в этой области ученик Мизеса И.Кирцнер. Он рассматривает предпринимательство как деятельность ведущую не от равновесия, а к равновесию. (Под ним понимается состояние, в котором человек, принимающий решения, исходит из того, что он знает решения всех других людей.) Предпринимателем является и производитель, играющий на разнице цен ресурсов и продуктов. Предпринимательское поведение демонстрирует и потребитель в условиях несовершенной информации. Согласно Кирцнеру, процесс предпринимательского творчества и открытия не распространяется на сферу институтов, потому что предприниматели не могут присвоить те выгоды, которые возникают в результате их предпринимательской активности в институциональной сфере. В то же время Кирцнер совершенно справедливо отмечает, что в условиях, когда государство силой препятствует разграничению и/или защите прав собственности, проблема так называемых общественных благ не может рассматриваться как дефект, поскольку абсурдно называть «дефектом рынка» неидеальность ситуации, являющуюся результатом несовершенства институтов. При условии существования рассеянного знания предприниматель способен изобрести и реально создать новые сферы деятельности, предоставить индивидам возможность следовать целям, которые ранее были для них недоступны. В этом качестве он становится творцом, изменяющим окружающую среду, которая для других является чем-то ранее заданным. В результате такой деятельности предприниматель порождает длительные изменения в самих контурах экономической сферы, вызывая сдвиги в общей структуре цен, трансформацию деловой активности и поиск новых возможностей получения прибыли. Именно поэтому предпринимательская функция, по Кирцнеру, лежит в основе экономической динамики рыночных отношений как процесса, для которого типично скорее движение к равновесию, нежели статичное состояние равновесия.
Кирцнер рассматривает самого предпринимателя как обязательное условие существования рынка, поскольку именно он выступает своеобразным вектором совмещения спроса и предложения. В этом качестве предприниматель Кирцнера становится необходимой предпосылкой формирования рыночных цен, в особенности на факторы производства: он предвосхищает спрос и предложение индивидов и объединяет их посредством той или иной структуры обмена. Предприниматель становится необходимым человеческим фактором формирования рыночных цен и в этом качестве «производит» новые знания.
Специфическое качество кирцнеровского предпринимателя заключается в его способностях воспринимать и осваивать возможности получения прибыли. Благодаря способности понимать обстановку на местах, но главным образом своей бдительности ему удается создать такое сочетание видов деятельности и обмена, которое было бы невозможно без его посредничества. Вслед за Мизесом Кирцнер показывает, что предпринимательство не является свойством, присущим только коммерсантам или спекулянтам, которые занимаются исключительно рискованными операциями. Любая целенаправленная деятельность людей содержит в себе предпринимательский аспект, связанный с неизбежной неопределенностью будущих обстоятельств. Суть активного предпринимательства Кирцнер видит прежде всего в бдительности по отношению к прежде не замечавшимся возможностям, что, несомненно, является вкладом в экономическую теорию.
В 1984 году Питер Друкер издает книгу под названием «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы». В этой работе Друкер вводит термин «революция в управлении», подразумевая под ним инновационную деятельность и предпринимательство. Он пишет, что они (инновационная деятельность и предпринимательство) помогают достичь тех изменений, которых пытались добиться с помощью различных исторических революций, но только без кровопролития, гражданской войны, концентрационных лагерей и экономических провалов. Созидательные функции инновационной деятельности и предпринимательства отличаются целенаправленностью, определенностью и контролируемостью. Автор говорит о необходимости предпринимательского общества, в котором инновационность и предпринимательство были бы устойчивым, нормальным и обязательным явлением. Они должны стать неотъемлемой жизненно важной деятельностью в организациях, в экономике, в обществе. В своей работе Питер Друкер выделяет также условия становления и существования предпринимательского общества. Первоочередной задачей государственной политики и мер, которые необходимо проводить в предпринимательском обществе, автор считает определение областей отказа, то есть тех направлений, в которых инновационная и предпринимательская деятельность не приносят желаемых результатов. Так, по его мнению, планирование в традиционном понимании не совместимо с предпринимательским обществом и предпринимательской экономикой.
Питер Друкер в своих работах подчеркивал практический и интуитивный характер предпринимательской деятельности, полагая, что «науку предпринимательства» создать невозможно, ибо каждый предприниматель сталкивается с уникальным набором экономических и психологических факторов. По его мнению, принципиальное отличие предпринимательства от других форм малого бизнеса состоит в том, что предприниматель создает новый рынок и находит новых покупателей, формируя, таким образом, новый сегмент рынка. По мнению П. Друкера, главным инструментом предпринимателя являются нововведения, и от того, насколько грамотно и продуманно применяет инновации предприниматель, зависит успех его начинания.
В попытке истолковать специфику предпринимательства Питер Друкер опирается на определение Сэя и развивает его, делая акцент на новых возможностях. Друкеру не обязательно, чтобы предприниматель был источником изменений. Он рассматривает предпринимателя как человека, который использует удобный случай (в сфере технологий, потребительских предпочтений, социальных норм и т.п.), являющиеся следствием этих изменений. По словам Друкера, предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует как новые возможности».
Понятие «возможность» стало центральным во многих современных определениях предпринимательства. Таким образом, сегодняшние теоретики менеджмента воспринимают идею Сэя о переводе ресурсов в область высокой доходности. В данном случае «возможность», очевидно, имеет отношение к созданию ценностей. Предприниматели обладают особым складом ума, который воспринимает, прежде всего, возможности, а не проблемы, привносимые изменениями.
Друкер полагает, что начать собственное дело недостаточно, чтобы человека можно было назвать предпринимателем. «Не каждый малый бизнес является плодом предпринимательской деятельности», – заявляет он и в качестве примера приводит супружескую пару, которая открывает очередной гастроном с готовой едой или мексиканский ресторан в американском пригороде. В этом нет ничего инновационного и ориентированного на изменения. То же самое можно сказать о новых некоммерческих организациях. Не все они будут предпринимательскими. Друкер настаивает на том, что для предпринимательства не обязательна мотивация доходами. В книге «Инновация и предпринимательство» он утверждает: «Невозможно найти более подходящий пример для пособия по истории предпринимательства, чем процесс создания современного университета, особенно американского».