Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

· Федеральный бюджет;

· Бюджеты субъектов Российской Федерации;

· Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)

· Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как:

· государственный кредит:

· налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;

· неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды

· бюджетная система

· другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами[править | править вики-текст]

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Президент и законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)


го шгрррртооолдолдо

16. Функционирование финансов на региональном уровне.

17. Понятие и сущность федерального (государственного) бюджета.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовыхсмет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность эко-
номических отношений, складывающихся у государства с юридическими и физи-
ческими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично- и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюд-
жетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, со-
циально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управле-
ния.

Доходы и расходы федерального (государственного) бюджета.

Доходы федерального бюджета Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. Налоговые доходы федерального бюджета составляют: - федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством; - таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; - государственную пошлину. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: - доходов от использования имущества; - доходов от продажи имущества; - части прибыли унитарных предприятий. В доходах федерального бюджета также учитываются: - прибыль Банка России; - доходы от внешнеэкономической деятельности; - доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

• обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• осуществление международной деятельности;

• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

• государственная поддержка атомной энергетики;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

• исследование и использование космического пространства;

• формирование федеральной собственности;

• обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

• компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

• федеральная инвестиционная программа;

• официальный статистический учет

18. Бюджетный дефицит, его причины и пути к преодолению.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4. Неэффективность финансовой системы государства.

5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6. Коррупция в государственном секторе.

7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительныхденег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В Соединённых штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

19. Консолидированный бюджет, принципы построения бюджета.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов ГВБФ (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ — представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС[1]

1. Принцип единства бюджетной системы
Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов
право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, источники финансирования дефицита.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
5. Принцип сбалансированности бюджета
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей
суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
8. Принцип гласности
Принцип гласности означает:
1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
9. Принцип достоверности бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
2. Функции, принципы и формы кредита
Кредит – это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости в товарной или денежной форме.
Функции кредита: перераспределительная и функция замещения наличных денег кредитными операциями.

20. Бюджетная система федеральных и унитарных государств.

Бюджетное устройство – представляет собой организационные принципы построения бюджетной систем, ее структуру и взаимосвязь объединяемы в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: унитарные государствафедеративные государства

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц — областей, провинций, губерний. В таком государстве административ­но-территориальные образования не имеют собственной го­сударственности или автономии. В таких унитарных госу­дарствах действуют единая конституция, единые органы власти, централизованное управление экономикой и соци­альной сферой. В Унитарных (единых) государствах бюджетная система включает 2 звена- это

- Государственный бюджет - Местный бюджет.(Франция, Великобритания, Швеция) Федеративные государства — это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований — шта­тов, земель, республик.В федеративном (объединенном) государстве админист­ративно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обла­дают определенной самостоятельностью в рамках распре­деленных между центром и административно-территориаль­ными образованиями полномочий

В Федеративных государствах (Германия, США, Россия) функционирует 3 уровневая бюджетная система. Согласно чему в России функционирует: -Республиканский (федеральный) бюджет-Региональный или бюджет субъектов РФ- Местный бюджет:

1) Бюджет муниципальных районов 2) Бюджет городских округов 3) Бюджеты внутригородских муниципальных образований

4) городов федерального значения, сельских и городских поселений

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

Верхний уровень бюджетных систем и федеративного, и унитарного государства представлен всегда одним видом бюджета, а нижние — многочисленными видами бюджетов, определяемыми особенностями государственного устройства того или иного государства с учетом конкретных видов государственных муниципальных образований внутри его.

В западных странах правовая основа управления государственными финансами развивалась в течение многих веков, и бюджетное законодательство имеет многочисленные формы, определяет финансовые взаимоотношения между всеми уровнями управления бюджетной системы. В Германии Закон о развитии экономической стабильности и роста создал условия для последующих всесторонних реформ бюджетного законодательства. Закон ввел требования составления пятилетнего финансового плана для федерального правительства, осуществления анализа и отчетности на регулярной основе, а также установил некоторые меры, которые необходимо принимать в случае нарушения хода реформ.

В Российской Федерации был создан единый законодательный акт, который стал методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства, и регламентирует бюджетные отношения. Вопрос 40

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

1) государственные финансы;

2) корпоративные финансы;

3) финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь:

1) двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

2) трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

1) самостоятельность территориальных бюджетов;

2) равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

3) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

1) американский тип – практически полная независимость всех звеньев;

2) западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды – социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.

Принципы построения:

1) обязательность страхования;

2) объединение рисков;

3) эквивалентность трудового вклада и выплат;

4) бюджетное дотирование;

5) государственные гарантии.

3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

Вопрос 39

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Цели и задачи создания международных финансовых организаций[править | править вики-текст]

Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг. Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Поле деятельности международных валютных и кредитно-финансовых организаций:

анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;

операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);

кредитование государственных проектов;

финансирование программ международной помощи;

финансирование научных исследований;

благотворительная деятельность.

Вопрос 38

Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:

Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.

Регулирование международных интеграционных процессов.

Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Вопрос 37

Роль государственных финансов – регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. [1, с.40]

На практике применяется, что роль финансов заключается в том, чтобы приспособить пропорции к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

Их роль возрастает с потребностями и уровнем развития государства и общества. Государство использует различные формы их применения: вводит различные виды платежей, способ использования имеющихся финансовых ресурсов и проч. Финансы необходимы для экономики как круговорот воды в природе: фонды перетекают из индивидуального и общественного производства и потребления. Также они регулируют, вернее используются как инструмент регулирования экономики со стороны государства на различных уровнях. И самое мощное их применение, как в геополитическом, так и в социальном плане – это стимулирование научно-технического прогресса, освоения новых передовых знаний и применение оных в удовлетворении общественных потребностей, защиты общества, государства и проч...

Вопрос 36

На некоммерческих началах также функционируют общест­венные объединения: творческие союзы, общественные организа­ции, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добро­вольности создания общественных объединений основным источ­ником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными объединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных плате­жей налогоплательщиков, является недопустимым.

Общественные объединения создаются на основе:

1) принадлежности людей к одной профессии или определен­ной социальной группе;

2) общих интересов, увлечений, подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения.

Примерами общественных объединений являются:

1) профессиональные союзы (учителей, шахтеров, врачей);

2) политические партии;

3) творческие союзы (художников, писателей, театральных деятелей);

4) спортивные общества;

5) добровольные общества (изобретателей, рационализаторов);

6) специальные целевые фонды;

7) благотворительные фонды.

Финансовые ресурсы общественных объединений формиру­ются за счет:

1) вступительных и членских взносов;

2) выплат и льгот из фондов объединений;

3) материальных пожертвований предприятий, учреждений в пользу общественных объединений;

4) формирования и использования фондов объединений (фон­да заработной платы, фонда капитальных вложений и т.д.);

5) передачи доходов вышестоящими инстанциями и получе­ния от них помощи.

Общественные объединения также владеют недвижимостью и имуществом, в том числе на долевых началах, причем собствен­ность не выступает источником доходов для отдельных членов об­щественных объединений. Организация финансов этих объедине­ний регламентируется их уставами и лишь частично государством. Все доходы общественных объединений направляются на их ус­тавные потребности.

В хозяйственно-финансовой деятельности общественных объ­единений сочетаются коммерческий расчет и сметное финансиро­вание, что находит отражение в их финансовых планах.

Доходная часть финансовых планов общественных объедине­ний состоит из:

1) вступительных и членских взносов;

2) доходов от деятельности хозяйственных предприятий;

3) доходов от проведения платных мероприятий;

4) специальных денежных отчислений из прибыли предприятий.

Расходная часть финансовых планов общественных объединений включает:

1) затраты, связанные с основной деятельностью;

2) затраты на содержание аппарата;

3) затраты на управление капитальным строительством и капитальным ремонтом;

4) административно-хозяйственные расходы;

5) расходы на международные связи.

В соответствии с уставной деятельностью общественные объе­динения, как правило, не имеют финансовых обязательств перед бюджетом..

Подведомственные общественные объединения предприятия

функционируют на принципах коммерческого расчета. Организация их финансов аналогична финансам предприятий различных

организационно-правовых форм в части формирования основных

и оборотных средств, получения и распределения прибыли, взаимоотношений с бюджетом.

В случае увеличения доходов от деятельности подведомственных предприятий они направляются на приобретение имущества И снижение доли вступительных и членских взносов в обшей сум­ме доходов.

Вопрос 35

Финансовые ресурсы учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, представляют собой денежные средства, мобилизуемые из различных источников для своей деятельности. Учреждения этого типа оказывают разные услуги управленческого, социально-культурного характера, по охране окружающей среды, по обороне страны. Источники финансовых ресурсов этих учреждений зависят от вида, оказываемых услуг и характера их предоставления.

По характеру предоставления услуги могут быть платные, бесплатные (за счет бюджета), сочетания платного и бесплатного (это услуги социально-культурного направления).

Для финансирования учреждений и организаций, оказывающих услуги социально-культурного направления, используются следующие источники финансовых ресурсов:

1) бюджетные средства на основе установки нормативов;

2) денежные средства государственных, кооперативных, частных предприятий и от граждан, которые поступают сверх

нормативной услуги на платной основе;

3) выручка от сдачи в аренду;

4) добровольные взносы, безвозмездно передаваемые ценности от предприятий и граждан;

5) прочие денежные поступления.

Все источники формируют фонд финансовых ресурсов предприятия. Эти источники используются на заработную плату, возмещение материальных затрат, расчеты с другими организациями и банками, на создание собственных фондов предприятия.

В настоящее время финансовый механизм в сфере некоммерческой деятельности изменился. Предприятия получили большую самостоятельность в использовании финансовых ресурсов, право на платные услуги, пересмотрены тарифы на услуги, стало возможным применение арендных отношений.

Учреждения некоммерческого характера составляют финансовые планы двух типов: учреждения, финансируемые за счет бюджета, составляют смету расходов, а учреждения, финансируемые как за счет бюджета, так и за счет других поступлений, составляют сметы расходов и доходов.

В сметах более детально отражаются расходы, а доходы указываются только в разрезе источников поступления. В сметы

включают название предприятия, адрес, название бюджета,общую сумму ассигнований по смете затрат в разрезе статей затрат, а также в сумме, утвержденной по бюджету на расходы по отдельным мероприятиям.

Для таких учреждений утверждается план по труду, где указывается годовой фонд заработной платы, с поквартальной разбивкой и его штатное расписание. Типовые штаты однородных учреждений формирует правительство.

В непроизводственной сфере сметы делятся на индивидуальные, централизованные и сводные.

Нормы смет могут быть обязательными, например, ставки должностных окладов, или расчетными, т. е. согласованными с местными органами власти.

Вопросы 34

Финансовые ресурсы – совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятий, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства, материального стимулирования работников. - финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных источников (доходов и поступлений). К доходам относят прибыль от основной финансовой и инвестиционной деятельности. К поступлениям относят амортизационные отчисления, переходящие остатки кредиторской задолженности, целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов

- финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке. К ним относят поступления от продажи собственных ценных бумаг и кредиты

- финансовые ресурсы, образуемые в порядке перераспределения. Включают страховые возмещения, по наступившим страховым случаям, дивиденды по акциям, проценты по облигациям, бюджетные средства.

Важное значение имеет структура источников финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы могут направляться на финансирование затрат на производство и реализацию продукции, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение кредитов, образование фондов целевого назначения и на прочие цели.

Денежные фонды – часть финансовых ресурсов, которая формируется в виде фондов денежных средств.

В момент образования предприятия источником финансовых ресурсов являются вклады учредителей в уставной капитал.

На функционирующих предприятиях источником финансирования ресурсов выступает выручка.

Формирование и использование финансовых ресурсов на предприятии осуществляется в фондовой и не фондовой формах. Одна часть финансовых ресурсов используется в виде денежных средств целевого назначения. Другая часть финансовых ресурсов используется на выполнение обязательств перед поставщиками, банками, бюджетом в не фондовой форме.

Финансы - это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота. Финансовая система Российской Федерации включает в себя: государственные финансы (федеральный бюджет, фонд государственного социального страхования, пенсионный, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования и др.); региональные финансы (бюджеты и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований); финансы предприятий, организаций, фирм. Финансы фирм, предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.

Вопрос 33

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

О полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны деятельности коммерческих организаций (предприятий). Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размен финансового резерва для акционерных обществ.

Реализация принципа самофинансирования – одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Объективная необходимость принципа материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечивать финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.

Вопрос 32

Рынок страхования, страховой рынок — часть финансового рынка, на котором предлагаются услуги по страхованию[1].

Услуги по страхованию на данном рынке предлагают страховые компании. Одним из важнейших принципов организации страхового рынка является обеспечение справедливой конкуренции страховых компаний. В Российской Федерации действует специальный закон «О защите конкуренции», который устанавливает критерии справедливой конкуренции на рынке страховых услуг[2][3].

Важное значение для рынка страховых услуг имеет государственное регулирование страховой деятельности, которое предполагает обязательное лицензирование, контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховых организаций

Вопрос 31

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определённом объёме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам[1]. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Первая классификация видов страхования после 1988 года была установлена в утвержденных Росстрахнадзором «Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» в 1994 году[2].

Вид страхования является первичным звеном классификации страховой деятельности. Исторически страхование началось с видов и затем разрасталось до уровня отраслей. Никто не страхует свой интерес на уровне подотрасли и тем более отрасли. Таким образом, вид страхования — это инструмент страхового хозяйственного механизма. Критерием классификации страхования по видам является объект страхования и перечень страхуемых рисков[3].

Выделяют следующие виды страхования:

1 Страхование имущества:

1.1 Жилищное страхование

1.2 Огневые риски и риски стихийных бедствий

1.3 Страхование перерыва в бизнесе

1.4 Страхование строительно-монтажных рисков

1.5 Страхование транспортных средств

1.6 Страхование грузов

2 Страхование ответственности:

2.1 Страхование общей гражданской ответственности перед третьими лицами

2.2 Страхование ответственности товаропроизводителя, производителя услуг

2.3 Страхование ответственности директоров и должностных лиц

2.4 Страхование профессиональной ответственности

2.5 Страхование ответственности работодателя

2.6 Страхование ответственности за нанесение вреда экологии

2.7 Страхование ответственности владельца автотранспортного средства

2.8 Страхование ответственности владельца автотранспортного средства при выезде за рубеж

3 Личное страхование:

3.1 Накопительное страхование жизни, пенсионное страхование

3.2 Страхование от несчастного случая

3.3 Медицинское страхование

3.4 Страхование выезжающих за рубеж

4 Страхование финансовых и специфических рисков:

4.1 Страхование невыполнения финансовых обязательств

4.2 Титульное страхование

4.3 Страхование политических рисков

Вопрос 30

Страхование – это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба. Страхование является одним из методов управления риском. Сущность страхования заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования.

Основными участниками страхования являются страховщик – специализированная организация, производящая страхование, и страхователь – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает страховые взносы.

Страхование одновременно выступает как один из стабилизаторов экономической и социальной ситуации в стране и как составная часть финансов.

Особенности страхования:

•денежные отношения в страховании связаны с возможностью наступления страховых случаев, наносящих ущерб;

• при страховании нанесенный ущерб распределяется между участниками страхования;

• при страховании ущерб перераспределяется между территориями и во времени;

• страхование характеризуется возвратностью средств, внесенных в страховой фонд.

В Российской Федерации существуют три основные формы страхового фонда:

• централизованный страховой фонд, образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;

• фонды самострахования, создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;

• фонды страховщика, создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.

Страхование выполняет следующие функции:

• рисковая функция – управление риском путем его перераспределения между участниками страхования;

• предупредительная функция – использование части средств для уменьшения вероятности наступления страхового случая за счет фонда предупредительных мероприятий страховщика;

• сберегательная функция – страхование способствует накоплению денежных средств гражданами и получению доходов страховщиками от инвестирования временно свободных средств в ценные бумаги, недвижимость, коммерческие структуры;

• контрольная функция – контроль за формированием и использованием страховых фондов.

Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные:

– с жизнью, здоровьем, трудоспособностью граждан;

– с владением, пользованием и распоряжением имуществом;

– с возмещением причиненного страхователем вреда личности или имуществу физического или юридического лица.

Документом, удостоверяющим факт страхования, служит страховой полис

Вопрос 29

Российским законодательством предусмотрены такие виды финансовой помощи:

— субсидии;

— государственные и муниципальные гарантии.

Указанные виды финансовой помощи за счет бюджетных средств могут предоставляться из бюджетов всех уровней бюджетной системы (федерального, региональных и местных) главными распорядителями бюджетных средств соответствующего уровня непосредственно или через органы государственной власти и местного самоуправления, а также различные ведомства и организации, наделяемые таким правом

Вопрос 28

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных ценных бумаг;

договоров о предоставлении государственных гарантий;

переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

Вопрос 27

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения делятся на:

— свободно обращающиеся;

— размещаемые по подписке;

— принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);

— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

— краткосрочные (срок погашения до одного года);

— среднесрочные (до пяти лет);

— долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);

— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);

— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:

— внутренние;

— внешние.

По методу определения доходов:

— с твердым доходом;

— с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

— с правом досрочного погашения;

— без права досрочного погашения.

Вопрос 26

Государственный кредит - система кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Источниками средств государственного кредита служат облигации государственных займов, путем выпуска ценных бумаг. Государство использует эту форму кредита прежде всего для покрытия дефицита государственного бюджета.

Государственный кредит непосредственной участвует в формировании и исполнении централизованных фондов денежных средств государства (бюджета) и внебюджетных фондов, что представляет его как элемент финансовой системы, а также как элемент финансов в целом.

Государственный кредит выполняет 3 функции:

• Распределительная функция проявляется при перераспределении части вновь созданной стоимости на специфических особых принципах срочности, возвратности, платности и целевого назначения.

• Регулирующая функция имеет 2 стороны:

Экономическая сторона проявляется формированием основных экономических пропорций: отраслевых, территориальных. Ее реализацию осуществляется через поддержку стимулирования развития отдельных отраслей, предприятий и территорий.

Социальная сторона связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образования, здравоохранения, социальное страхование и т.д.), создание дополнительных рабочих мест.

• Контрольная функция вытекает из самой природы кредита. Контроль за целевым рациональным использованием средств, привлекаемых государством в качестве кредита является проявлением этой функции.

Формы государственного кредита.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

• Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

• Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.

Вопрос 25

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный эко-логический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевые отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпри-нимательства. Фонд содействия научно - техническому прогрессу и др.). Однако такие фон-ды имеют свою специфику и будут рассмотрены в других главах.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование реша-ют важнейшие социальные задачи:

• социальную защиту населения;

• повышение жизненного уровня населения;

• сохранение и улучшение здоровья населения;

• социальную ориентацию безработного населения;

• оказание социальных услуг населению.

Аккумуляция средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансовою обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управле-ния и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотре-ние законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновре-менно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год

Вопрос 24

Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной соб-ственности. Они имеют социально–экономическую, благотворительную и другую направ-ленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах дельных социальных слоев населения;

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизован-ные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчисле-ний юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации

2. Фонд социального страхования Российской Федерации

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

4. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный эко-логический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др

Вопрос 23

бюджетные фонды-централизованные денежные фонды, образуемые ежегодно в рамках государственного и местного бюджетов, средства которого используются строго целевым назначением.

Общие принципы бюджетной классификации

В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обес­печивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюд­жетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. Классификация доходов бюджетов — это группировка дохо­дов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствую­щими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов пред­ставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение ос­новных функций государства.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьи расходов федерального бюджета, от­ражающие финансирование расходов по конкретным направле­ниям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюдже­тов, четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по це­левым статьям.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюдже­тов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Вопрос 22

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Вопрос 21

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

- совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ выполняет большой объем функций (в Положении закреплено 62 позиции, раскрывающие содержание этих функций). Для выполнения возложенных на него задач Министерство финансов РФ в установленном порядке создает свои территориальные органы и наделяется значительными полномочиями в области управления финансами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: