Способы группировки информации в АХД

Группировка информации деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно одно­родные группы по соответствующим признакам.

В зависимости от задач исследования используются:

- типологические группировки – группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

- структурные группировки – позволяют изучать внутреннее стро­ение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их по­мощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту; состав предприятий по уровню фондовооруженности, рентабельности, себестоимости и т.д.

- аналитические группировки – использу­ются для определения наличия, направления и формы связи меж­ду изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть каче­ственной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают:

- простые группировки – изучается вза­имосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку

- комбинирован­ные группировки – деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д.

При построении аналитических группировок нужно очень серь­езно относиться к делению совокупности на группы, выбору коли­чества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть опре­делена в виде алгоритма:

1. Определение цели анализа

2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов

3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку

4. Выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы

5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам

6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат

В случае построения комбинированных группировок этот алго­ритм расширяется за счет повтора (несколько раз) 4-го и 5-го пунк­тов.

Сделаем группировку предприятий по пло­дородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур (табл. 5).

Таблица 5 -Группировка хозяйств района по плодородию почвы

Группы предпри­ятий по баллу земли Количество пред­приятий в группе Средний балл по группе Средняя урожайность, ц/га
До 36   33,3 19,7
36-40   38,5 21,5
41-45   43,0 24,0
Свыше 45   59,0 32,5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: