Группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.
В зависимости от задач исследования используются:
- типологические группировки – группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
- структурные группировки – позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту; состав предприятий по уровню фондовооруженности, рентабельности, себестоимости и т.д.
- аналитические группировки – используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения различают:
- простые группировки – изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку
|
|
- комбинированные группировки – деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д.
При построении аналитических группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.
Методика построения группировок коротко может быть определена в виде алгоритма:
1. Определение цели анализа
2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов
3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку
4. Выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы
5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам
6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат
В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) 4-го и 5-го пунктов.
Сделаем группировку предприятий по плодородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур (табл. 5).
Таблица 5 -Группировка хозяйств района по плодородию почвы
Группы предприятий по баллу земли | Количество предприятий в группе | Средний балл по группе | Средняя урожайность, ц/га |
До 36 | 33,3 | 19,7 | |
36-40 | 38,5 | 21,5 | |
41-45 | 43,0 | 24,0 | |
Свыше 45 | 59,0 | 32,5 |