Шестеренные насосы

Шестеренные насосы типа Ш (табл. 4.10) и электронасосные агрегаты на их базе предназначены для перекачки жидкостей, обладающих смазывающей способностью, без абразивных примесей с кинематической вязкостью от 0,2 до 15 см2/с при температуре до 80 °С; изготавливаются на Ливенском заводе гидравлических машин «Ливгидромаш».

Таблица 4.10

Технические характеристики шестеренных насосов по ГОСТ 19027-73

Насос Подача, не менее Давление насоса, не более Частота вращения, об/мин Мощность насоса, кВт, не более Масса, кг, не более
л/с м3 МПа кгс/см2
ШФ 0,4-25 0,06 0,22 2,5     0,5  
ШФ 0,6-25 0,10 0,36 2,5     0,6  
ШФ 0,8-25 0,16 0,58 2,5     0,8  
Ш 1,2-25 0,25 0,9 2,5     1,3  
ШФ 1,2-25 0,25 0,9 2,5     1,3  
ШГ 1,2-25 0,25 0,9 2,5     1,3  
Ш 2-25 0,4 1,4 2,5     1,6  
ШФ 2-25 0,4 1,4 2,5     1,6  
ШГ 2-25 0,4 1,4 2,5     1,6  
Ш 3,2-25 0,63 2,3 2,5     2,6  
ШФ 3,2-25 0,63 2,3 2,5     2,6  
ШГ 3,2-25 0,63 2,3 2,5     2,6  
Ш 5-25 1,00 3,6 2,5     3,5  
ШФ 5-25 1,00 3,6 2,5     3,5  
ШГ 5-25 1,00 3,6 2,5     3,5  
Ш 8-25 1,60 5,8 2,5     5,9  
ШФ 8-25 1,60 5,8 2,5     5,9  
ШГ 8-25 1,60 5,8 2,5     5,9  

Обозначение электронасосного агрегата состоит из типоразмера насоса по ГОСТ 19027-73 и данных по подаче, рабочему давлению и марке материала корпусных деталей. Например: Ш 40-4-18/4Б-2, где Ш 40-4 - типоразмер по ГОСТ 19027-73; 18 – подача насоса, м3/ч, при кинематической вязкости ν = 0,75 см2/с; 4 – давление на выходе из насоса, кгс/см2; Б – бронзовое исполнение корпусных деталей; 2 – модификация электронасосного агрегата в зависимости от комплектующего электродвигателя.

Электронасосный агрегат состоит из шестеренного насоса и электродвигателя, которые смонтированы на общей плите (раме) и соединены муфтой, защищенной кожухом. По принципу действия шестеренный насос - объемный. Насос (рис. 4.12) состоит из следующих основных деталей и узлов: рабочего механизма, корпуса с крышками, торцового уплотнения и предохранительного клапана.

Рабочий механизм состоит из двух роторов: ведущего и ведомого. Ведущий ротор состоит из вала 8, на котором установлены на общей шпонке две шестерни 9 с косыми зубьями: одна шестерня с правой, а другая с левой нарезкой. Шестерни установлены так, что образуют как бы одну шестерню с шевронным зубом.

Рис. 4.12. Шестеренный насос:

1 – корпус; 2 – клапан; 3 – пружина; 4 – наконечник; 5 – регулировочный винт; 6, 10 – крышки; 7 – стопорное кольцо; 8 – ведущий вал; 9 – ведущие шестерни; 11 – ведомый вал; 12 – ведомые шестерни

Ведомый ротор 11 имеет на своем валу две такие же шестерни, как и ведущий ротор, но одна шестерня установлена на шпонке, а другая - свободно. Такая установка шестерни дает ей возможность при работе насоса самоустанавливаться относительно зубьев ведущей шестерни, чем компенсируется неточность шестерен на валу ведущего ротора. Вращение ведомый ротор получает через шестерню от ведущего ротора. Для предотвращения осевого перемещения шестерен на валу роторов предусмотрены стопорные кольца 7. Во избежание самоотвинчивания кольца стопорятся винтами. Роторы устанавливаются в специальные расточки корпуса 1. С торцов корпус закрывается крышками 6 и 10.

При вращении роторов на стороне всасывания создается разрежение, в результате чего жидкость под давлением атмосферы заполняет межзубьевые впадины и в них перемещается из полости всасывания в полость нагнетания. Уплотнение ведущего вала насоса - торцовое, расположено в передней крышке 11.

Предохранительный клапан состоит из клапана 2, пружины 3, наконечника 4, регулировочного винта 5 и предназначен для кратковременного перепуска перекачиваемой жидкости из полости нагнетания в полость всасывания в случае повышения давления в нагнетательном трубопроводе выше допустимого. Регулирование клапана производится регулировочным винтом 5, который стопорится гайкой и закрывается колпачком. Предохранительный клапан отрегулирован на заводе-изготовителе на давление полного перепуска, не превышающее давление на выходе из насоса более, чем в 1,5 раза при вязкости перекачиваемой жидкости 0,75 см2/с, и опломбирован.

Насосы могут поставляться правого вращения с верхним положением ведущего вала, левого вращения с верхним положением ведущего вала, левого вращения с нижним расположением ведущего вала и правого вращения с нижним расположением ведущего вала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: