Предмет АП – это отношения, связанные с реализацией государственных и муниципальных функций, возложенных законом на публичную администрацию.
Примечание 1. не все отношения с участием публичной администрации регулируются АП. Надо установить, чем именно занимается публичная администрация и с помощью, каких средств. Часть отношений с участием публичной администрации составляет предмет регулирования специализированных отраслей (налогового, бюджетного, уголовного, уголовно-исполнительного). Если отношения с участием публичной администрации урегулированы специальной отраслью, то у них приоритет, если не урегулированы то входят в сферу регламентации АП.
Публичная администрация может участвовать и в отношениях частноправового характера (в гос.органах не только чиновники, но и обслуживающий персонал – т.е.администрация в данном случае работодатель). Нужно выяснить, чем именно администрация занимается.
Примечание 2. В предмет АП включается административное судопроизводство (разрешение судом административных споров).
|
|
Предмет АП не един. В него включаются разные группы отношений, которые мало похожи друг на друга.
Состав предмета АП:
1) отношения по оказанию государственных и муниципальных услуг – они возникают по поводу удовлетворения публичной администрации, потребностей граждан и юридических лиц по их вопросам – это ядро АП; gosuslugi.ru – зарегистрироваться
Признаки отношений:
1. лицо, предоставляющее услуги – получатель – предоставлять услуги может орган публичной администрации, либо привлеченное им лицо.
2. они служат удовлетворению потребностей частных лиц, неимущественных благ
3. инициатор отношений – частное лицо, которому закон гарантировал субъективное право получить услугу. Действует принцип равенства (все могут получить любые услуги, но есть исключения).
4. возможен односторонний отказ получателя;
5. по своему содержанию это отношения зависимости, но нет отношений власти-подчинения. Отношения зависимости заключаются в том, что услугу можно получить только там; если соответствуешь требованиям, то обязаны услугу предоставить.
6. интересы получателей услуг обеспечиваются ускоренной внесудебной защитой и полной судебной защитой.
7. процедура взаимодействия установлена законом и детализирована специальными нормативными актами (административные регламенты).
8. переход на электронные государственные и муниципальные услуги.
Виды отношений по оказанию государственных и муниципальных услуг:
1. предоставление навязанных (эксклюзивных) услуг – только государство;
2. предоставление гарантированных (неэксклюзивных) услуг – эти услуги может предоставлять не только публичная администрация – государство гарантирует, но могут и другие оказывать;
|
|
2) контрольно-надзорные – возникают по поводу осуществления публичной администрацией контроля за соблюдением гражданами, организациями и иными лицами обязательных требований, установленных нормативными актами, а также по поводу выявления возможных правонарушений и их предотвращения.
Особенности:
1. контролер – контролируемый (как частные, так и публичные);
2. эти отношения возникают, изменяются и прекращаются по инициативе контролирующего.
3. четко выражены властные полномочия контролирующего органа.
4. контроль может быть связан с ограничением прав контролируемого и применением мер принуждения вопреки воли контролируемого.
5. процедура контроля урегулирована законами, подзаконными актами, административными регламентами.
6. гарантируется внесудебная и судебная защита
Виды:
1. без взаимодействия с контролируемыми
2. в рамках непосредственного взаимодействия с контролируемыми
3) административно-деликтные – возникают с участием административно-юрисдикционных органов и гражданами, организациями в связи с совершением последними административных правонарушений.
Особенности:
1. субъекты правоотношений выступают в роли оппонентов и, как правило, следуют за контрольными отношениями.
2. суть деликтных отношений состоит в применении мер административной ответственности, если для этого установлен состав административного правонарушения.
3. отношения носят процессуальный характер и регулируются законом (КоАП).
4) административно-юстиционные – возникают в связи с разрешением в судебном порядке административно-правовых споров по проверке законности деятельности публичной администрации.
Особенности:
1. субъектный состав – обязательный участник – суд. Он выступает в качестве арбитра, граждане - заявители, органы публичной администрации – ответчики.
2. возникают на основе обращения лица в суд, чьи права нарушила публичная администрация.
3. споры разрешаются в особой процессуальной форме в рамках административного судопроизводства.
4. на сегодняшний день регулируются ГПК, АПК.
5) внутри аппаратные – возникают внутри системы публичной администрации.
Особенности:
1. субъектный состав: орган-орган, орган – должностное лицо, должностное лицо – должностное лицо.
2. имеет своей целью обеспечить надлежащее функционирование публичной власти.
3. не все отношения обеспечены судебной защитой.
Виды:
1. субординационные отношения между вышестоящим органом п.а. или должностным лицом и нижестоящим по поводу руководства деятельности последних – вертикальные отношения.
2. горизонтальные (координационные) – между двумя несоподчиненными органами;
3. служебные – по поступлению, прохождению, увольнению с государственной (муниципальной) службы.
4. структурно-компетационные – создание, реорганизация, упразднение органов п.а. при распределении компетенции.
5. административно-правотворческие
6. делопроизводственные