Предмет АП

Предмет АП – это отношения, связанные с реализацией государственных и муниципальных функций, возложенных законом на публичную администрацию.

Примечание 1. не все отношения с участием публичной администрации регулируются АП. Надо установить, чем именно занимается публичная администрация и с помощью, каких средств. Часть отношений с участием публичной администрации составляет предмет регулирования специализированных отраслей (налогового, бюджетного, уголовного, уголовно-исполнительного). Если отношения с участием публичной администрации урегулированы специальной отраслью, то у них приоритет, если не урегулированы то входят в сферу регламентации АП.

Публичная администрация может участвовать и в отношениях частноправового характера (в гос.органах не только чиновники, но и обслуживающий персонал – т.е.администрация в данном случае работодатель). Нужно выяснить, чем именно администрация занимается.

Примечание 2. В предмет АП включается административное судопроизводство (разрешение судом административных споров).

Предмет АП не един. В него включаются разные группы отношений, которые мало похожи друг на друга.

Состав предмета АП:

1) отношения по оказанию государственных и муниципальных услуг – они возникают по поводу удовлетворения публичной администрации, потребностей граждан и юридических лиц по их вопросам – это ядро АП; gosuslugi.ru – зарегистрироваться

Признаки отношений:

1. лицо, предоставляющее услуги – получатель – предоставлять услуги может орган публичной администрации, либо привлеченное им лицо.

2. они служат удовлетворению потребностей частных лиц, неимущественных благ

3. инициатор отношений – частное лицо, которому закон гарантировал субъективное право получить услугу. Действует принцип равенства (все могут получить любые услуги, но есть исключения).

4. возможен односторонний отказ получателя;

5. по своему содержанию это отношения зависимости, но нет отношений власти-подчинения. Отношения зависимости заключаются в том, что услугу можно получить только там; если соответствуешь требованиям, то обязаны услугу предоставить.

6. интересы получателей услуг обеспечиваются ускоренной внесудебной защитой и полной судебной защитой.

7. процедура взаимодействия установлена законом и детализирована специальными нормативными актами (административные регламенты).

8. переход на электронные государственные и муниципальные услуги.

Виды отношений по оказанию государственных и муниципальных услуг:

1. предоставление навязанных (эксклюзивных) услуг – только государство;

2. предоставление гарантированных (неэксклюзивных) услуг – эти услуги может предоставлять не только публичная администрация – государство гарантирует, но могут и другие оказывать;

2) контрольно-надзорные – возникают по поводу осуществления публичной администрацией контроля за соблюдением гражданами, организациями и иными лицами обязательных требований, установленных нормативными актами, а также по поводу выявления возможных правонарушений и их предотвращения.

Особенности:

1. контролер – контролируемый (как частные, так и публичные);

2. эти отношения возникают, изменяются и прекращаются по инициативе контролирующего.

3. четко выражены властные полномочия контролирующего органа.

4. контроль может быть связан с ограничением прав контролируемого и применением мер принуждения вопреки воли контролируемого.

5. процедура контроля урегулирована законами, подзаконными актами, административными регламентами.

6. гарантируется внесудебная и судебная защита

Виды:

1. без взаимодействия с контролируемыми

2. в рамках непосредственного взаимодействия с контролируемыми

3) административно-деликтные – возникают с участием административно-юрисдикционных органов и гражданами, организациями в связи с совершением последними административных правонарушений.

Особенности:

1. субъекты правоотношений выступают в роли оппонентов и, как правило, следуют за контрольными отношениями.

2. суть деликтных отношений состоит в применении мер административной ответственности, если для этого установлен состав административного правонарушения.

3. отношения носят процессуальный характер и регулируются законом (КоАП).

4) административно-юстиционные – возникают в связи с разрешением в судебном порядке административно-правовых споров по проверке законности деятельности публичной администрации.

Особенности:

1. субъектный состав – обязательный участник – суд. Он выступает в качестве арбитра, граждане - заявители, органы публичной администрации – ответчики.

2. возникают на основе обращения лица в суд, чьи права нарушила публичная администрация.

3. споры разрешаются в особой процессуальной форме в рамках административного судопроизводства.

4. на сегодняшний день регулируются ГПК, АПК.

5) внутри аппаратные – возникают внутри системы публичной администрации.

Особенности:

1. субъектный состав: орган-орган, орган – должностное лицо, должностное лицо – должностное лицо.

2. имеет своей целью обеспечить надлежащее функционирование публичной власти.

3. не все отношения обеспечены судебной защитой.

Виды:

1. субординационные отношения между вышестоящим органом п.а. или должностным лицом и нижестоящим по поводу руководства деятельности последних – вертикальные отношения.

2. горизонтальные (координационные) – между двумя несоподчиненными органами;

3. служебные – по поступлению, прохождению, увольнению с государственной (муниципальной) службы.

4. структурно-компетационные – создание, реорганизация, упразднение органов п.а. при распределении компетенции.

5. административно-правотворческие

6. делопроизводственные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: