Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них показаны на рис. 26.
Рис. 26. Общение как источник стрессов
Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов являются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования организма. В частности, К. В. Судаков отмечал важную роль так называемых «конфликтных ситуаций», в которых человек не может удовлетворить жизненно необходимые биологические или социальные потребности. На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуациях являются эмоциональные стрессы, которые являются ведущей причиной развития церебровисцеральных нарушений [8].
Конфликтные ситуации отличаются рядом особенностей, которые усиливают интенсивность возникающих на их основе стрессов:
|
|
- перенос ответственности за конфликт на другого человека и сведение к минимуму собственной ответственности за происходящее;
- появление и дальнейшее усиление отрицательных эмоций по от
ношению к другому человеку, причем негативные чувства сохраняются и вне ситуативной конфликтной ситуации;
- упорное нежелание изменить свою точку зрения и принять точку зрения оппонента.
В последнее время многие исследователи обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. Основными причинами возникновения серьезных нарушений здоровья становятся:
+ эмоциональное напряжение;
+ межличностные конфликты в семье;
+ напряженные производственные отношения и др.
Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, невроз и т. п. Участники конфликта могут уменьшить интенсивность стресса, применяя определенные стратегии поведения: уход, компромисс, соперничество, уступку или сотрудничество [9]. Основные особенности этих стратегий разрешения конфликтных ситуаций приведены в табл. 6.
Таблица 6. Применение различных стратегий при разрешении конфликтных ситуаций
Способ действия | Сущность стратегии | Когда имеет смысл применять |
Соперничество (вы вводите в стресс себя и другого) | Жесткое настаивание на своем решении | ♦Ваша позиция сильнее, чем у оппонента. ♦ Вас не интересуют возможные отдаленные последствия конфликта. ♦ Вы находитесь в критической ситуации, и предмет спора чрезвычайно важен для вас |
Уступка (вы меняете вид стресса на более приемлемый) | Жертва своими интересами ради сохранения мира | ♦ Если сохранение хороших отношений с оппонентом для вас важнее, чем победа в конфликте. ♦ Если вы не правы и не ощущаете моральной силы для настаивания на своем решении ♦Если ваш оппонент заведомо сильнее вас и настроен только на жесткую конкурентную позицию. |
Избегание (вы уходите из зоны стресса) | Уход из конфликта. Перемена темы общения. Нарочитое преуменьшение важности сути конфликта | ♦ Если вы видите, что конфликт приводит к разрастанию отрицательных чувств и требуется время, чтобы дать эмоциям остыть и вернуться к проблеме в более спокойном состоянии. ♦ Если стержень конфликта не очень важен для вас. ♦ Если вы не видите реальных шансов конструктивно разрешить конфликт иным путем |
Компрмисс (вы минимизируете стресс) | Поиск взаимных уступок, перевод конфликта в заключение сделки, равноценной для обоих участников | ♦ Если вы имеете равные права и возможности со своим оппонентом. ♦ Если есть риск серьезно испортить отношения, излишне твердо настаивая на своем. ♦ Если нужно получить хоть какие-то преимущества и вам есть что предложить взамен |
Сотрудничество (вы заменяете дистресс на эустресс) | Стремление выработать соглашение, удовлетворяющее потребности обеих сторон. Упор не на потерях, а на приобретениях каждой стороны в процессе урегулирования спора | ♦ Вы добиваетесь полного разрешения конфликта и окончательного «закрытия» спора. ♦ Оба оппонента настроены на конструктивное взаимодействие. ♦ Решение проблемы равно важно для обеих сторон |
|
|