Понятие: это технологии, создающие дидактические и психологические условия, побуждающие студентов к активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы.
Назначение, формируемые компетенции:
1. способствуют эффективному усвоению знаний;
2. формируют навыки практических исследований;
3. позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;
4. способствуют формированию способности справляться в практическом плане с определенными типами профессиональных задач и ситуаций;
5. формируют ценностные ориентации личности.
Недостатки:
результат существенно зависит от профессионализма преподавателя;
требуется много времени на подготовку и проведение.
Условно мы разделили активные технологии на две группы: учебно-исследовательские и проблемно-поисковые.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
Понятие: это технологии, позволяющие не только подкреплять теоретические знания практикой, но и приобретать их, погружаясь в научно-исследовательскую профессиональную деятельность.
Примеры:
- подготовка и защита реферата;
- подготовка и защита курсовой работы;
- участие в научных конференциях;
- участие в предметных олимпиадах;
- самостоятельная работа;
- работа с информационными ресурсами.
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ
Понятие: это технологии, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон и т.д.
Примеры:
ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ
Лекция и сегодня выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения, однако функциональное предназначение лекции и ее место в целостном образовательном процессе принципиально меняется.