Основные принципы и состав бюджетной классификации. Недостатки бюджетной классификации. Пути совершенствования бюджетной классификации.
Бюджетная классификация РФ
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ (группировка доходов бюджетов всех уровней БС);
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (группировка расходов бюджетов всех уровней БС и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (гос.управление, местное упр., исследования и НТП, образование, культура, здравоохранение));
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ (группировка расходов бюджетов всех уровней БС по их экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций);
|
|
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов);
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов);
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (группировка долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления);
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ (группировка внешних долговых обязательств в соответствии с закон-ом РФ);
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (группировка расходов фед.бюджета, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств фед.бюджета).
Вопрос 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях.
Основные элементы и задачи бюджетного планирования. Бюджетное планирование как элемент финансовой политики.
Бюджетное планирование и бюджетирование. Роль Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию в бюджетном планировании. Направления совершенствования бюджетного планирования
|
|
БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Бюджетное планирование представляет собой процесс определения той части финансовых ресурсов, которая за планируемый период может быть аккумулирована в бюджете и использована на различные цели. Основой бюджетного планирования является бюджетное прогнозирование, под которым понимается процесс составления прогнозов (предположений) о возможных состояниях бюджета в будущем. Бюджетное планирование базируется на бюджетном прогнозировании и показателях социально-экономического развития страны и ее территорий.
Основные задачи бюджетного планирования:
– определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;
– определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;
– выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;
– расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;
– обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов(определение направлений расходования профицитов);
– бюджетное регулирование;
– государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы: Министерство финансов Российской Федерации, территориальные финансовые органы, налоговые органы, бюджетополучатели.
При реализации процесса бюджетного планирования применяются различные методы.
Нормативный метод основан на использовании таких норм и нормативов, как нормативы распределения регулирующих доходов, предельные размеры бюджетного дефицита, минимальные социально-экономические стандарты, нормы бюджетной обеспеченности и др.
В последние годы получил широкое распространение программно-целевой метод. Он предусматривает составление конкретных программ для решения поставленных задач с указанием источников их финансирования и направления использования средств по программе.
Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.
Балансовый метод увязывает доходы и расходы бюджетов, позволяет выявить избыток или недостаток бюджетных средств.
Аналитический метод является обязательным для использования, так как процесс бюджетного планирования начинается с экономического анализа исполнения доходов и расходов бюджета за предыдущий период. Этот метод позволяет выявить динамику бюджета.
Метод экспертных оценок позволяет определить тенденции развития бюджета на основе знаний и опыта высококвалифицированных экспертов.
Метод математического моделирования применяется чаще всего в бюджетном прогнозировании и позволяет выявить оптимальный вариант развития бюджета с учетом влияния различных факторов и их изменения.
В настоящее время осуществляются реформа бюджетного планирования и переход от традиционных способов к бюджетированию, ориентированному на результат.