Особая проблема административного районирования — национально-территориальная структура.
По международным стандартам Россию относят не к многонациональному, а мононациональному типу государств, хотя и с весьма пестрой этнической структурой.
По целому ряду причин заложенный 75 лет назад национальный принцип административно-территориального деления изжил себя и действует только в силу исторических традиций.
Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть,
что в РФ провозглашены в качестве основ конституционного строя права и свободы и повсеместно распространены национально-культурные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации при нерушимости территориальной целостности государства.
Правовое государство не может признавать особых прав одного региона (следовательно, народа) по сравнению с другими, а мировая практика показывает, что федеративные государства с ненациональным территориальным делением являются наиболее устойчивыми.
|
|
Нигде, кроме России, нет многочисленных государственно-национальных образований, к тому же наделенных, вопреки Конституции, дополнительными правами — не только экономическими, но и политическими (двусторонние договоры с федеральным центром).
Ряд ученых и специалистов предполагают ликвидировать недостатки сложившейся территориально-организационной структуры посредством:
- предоставления всем субъектам Федерации равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложившейся областной основе.
В настоящее время существует ряд проектов, направленных на укрупнение сетки административно-экономических образований, поскольку в последние годы прослеживается реализация идеи усиления межрегиональной интеграции смежных областей, краев, республик.
Практика показывает, что самостоятельно, без участия федерального центра, регионам не под силу создать объединяющие территориально-организационные структуры.