анализ конкурентной среды вкл:
1. отраслевой
2. конкурентный анализ
Отраслевой анализ представляет - мезо уровень, конкурентной среды фирмы, целью отраслевого анализа явл определение привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри нее.
Основные направления отраслевого анализа-
03.02.15.
Исторические аспекты развития отрасли: период возникновения отрасли, основные этапы развития, факторы, сдерживающие рост отрасли, преобладающие типы предприятий, развитие товарной номенклатуры, динамика производства продукции за (около 10 лет).
1. Анализ жц Отрасли- выявляется характер проявления цикличностей в развитие отрасли.
2. Определяется стадия ЖЦ отрасли. Модель ЖЦ описана Майклом Портером в 1950 году. Он считал, что уровень зрелости рынка оказывает сильное влияние на степень конкурентной борьбы. Модель описывает развитие отросли в виде продаж во времени- которая называется кривая ЖЦ отрасли.
Стадии ЖЦ | Характеристика этапов зрелости рынка | Характеристика отраслевых стратегий |
Становление или рождение | Высокий темп роста Небольшое количество конкурентов; отсутствии угроз со стороны товаров заменителей; использование новых технологий; высокий уровень инвестиций; высокий уровень цен на товары; потенциал роста рынка высок. | Агрессивное проникновение, Быстрое формирование первичного спроса, стратегия разработки новых товаров и услуг, стратегия снятия сливок. |
Рост | Высокий темп роста, высокие темпы продаж и прибыли, появление конкурентов, появление товаров заменителей, потенциал роста рынка высок. | Наступательная стратегия, стратегия формирования фирменной торговой марки, бренда, оборонительная стратегия, увеличение рыночной доли в условиях расширяемого спроса, захват основной части рынка. |
Зрелость | Замедление темпов роста, рост конкуренции за счет увеличения количества игроков на рынке, увеличение производственных мощностей, развитие дифференциации между товарами, предложения товаров превышают спрос, уровень цен на товары снижается. | Развитие сбытовой сети, поиск новых сегментов рынка, снижение издержек, совершенствование деятельности, усилие на продления ЖЦ. |
Спад | Снижение объемов продаж, спад спада, уход компании с рынка, за рыночную долю остаются бороться только сильные игроки | Поиск рыночных ниш сохранившегося устойчивого спроса, внедрение технологических и организационных инноваций, для повышения эффективности производства, сужение номенклатуры производимой продукции, выход из данной отрасли. |
Организационно -структурная характеристика отрасли:
1. Политическая, социальная и экономическая значимость отрасли, имидж отрасли в обществе, товарная номенклатура отрасли, структура объема производства по видам продукции, организационная структура управления отрасли, производственная структура, количество предприятий в отрасли, динамика числа предприятий, структура по формам собственности, по группа предприятий, по размерам предприятий, количество совместных иностранных предприятий в отрасли, в том числе объем производства и численность персонала на этом предприятии.
2. Оценка текущего состояния в отрасли
1). Основные экономические показатели в отрасли и их динамика: объем производства продукции, численность ППП, производительность труда, объём и структура производства продукции по группам предприятий, уровень использования производственной мощности, показатели прибыли и рентабельность.2). географические особенности отрасли: географическая концентрация, ведущих потребителе, производителей и поставщиков в отрасли, структура и динамика объемов производства и потребления продукции в отрасли, рейтинг регионов по объёмам производства и потребления продукции, дисбаланс между производством и потреблением продукции.
3. экспортно-импортный потенциал в отрасли: динамик и структура объема импорта (экспорта продукции), рейтинг регионов импортеров (экспортеров),динамика объемов импорта (экспорта), рейтинг зарубежных поставщиков (стран импортеров), данные о среднем уровне цен.
4. инвестиционная деятельность: динамика общего объема инвестиций, структура инвестиций, структура источников финансирования инвестиций.
5. текущие состояния и проблемы в научно-технической сфере отрасли: технический уровень отрасли, темпы НТП, уровень производственных технологий, наличие правовой защиты интеллектуальной собственности, наличие нучно исследовательских институтов и др.
6. финансовый анализ отрасли: анализ с/с, прибыли, рентабельности, показателей финансового состояния.