Разбор кода

В 7-й строке кода программы мы объявляем переменные «a» и «b» целого типа int. В следующей строке кода выводится сообщение пользователю, чтобы он ввел с клавиатуры первое число.

В 9-й строке стоит еще незнакомый вам оператор — cin. Этот оператор просит пользователя ввести значение переменной «b» с клавиатуры. Аналогичным образом задается значение переменной «c».

В 12-й строке мы производим инициализацию переменной «c» суммой переменных «a» и «b». Далее находится уже знакомый вам оператор cout, который выводит на экран строку и значение переменной «c».

· При выводе переменных, они не заключаются в кавычки, в отличие от строк.

Домашнее задание

Попробуйте провести несколько экспериментов с программой — сделайте аналогичный пример с умножением или вычитанием переменных. Не бойтесь издеваться над программным кодом, потому что ошибки — неотъемлемая часть обучения любому делу. И не забываем про точки с запятой.

Если вы запустите эту программу, то при вводе числа, меньшего десяти, будет выводиться соответствующее сообщение.

Если введенное число окажется большим, либо равным десяти — отобразится другое сообщение.

Оператор if

Оператор if служит для того, чтобы выполнить какую-либо операцию в том случае, когда условие является верным. Условная конструкция в С++ всегда записывается в круглых скобках после оператора if.

Внутри фигурных скобок указывается тело условия. Если условие выполнится, то начнется выполнение всех команд, которые находятся между фигурными скобками.

Пример конструкции ветвления

if (num < 10) { // Если введенное число меньше 10.

cout << "Это число меньше 10." << endl;

} else { // иначе

cout << "Это число больше либо равно 10." << endl;

}

Здесь говорится: «Если переменная num меньше 10 — вывести соответствующее сообщение. Иначе, вывести другое сообщение».

Усовершенствуем программу так, чтобы она выводила сообщение, о том, что переменная num равна десяти:

if (num < 10) { // Если введенное число меньше 10.

cout << "Это число меньше 10." << endl;

} else if (num == 10) {

cout << "Это число равно 10." << endl;

} else { // иначе

cout << "Это число больше 10." << endl;

}

Здесь мы проверяем три условия:

· Первое — когда введенное число меньше 10-ти

· Второе — когда число равно 10-ти

· И третье — когда число больше десяти

Заметьте, что во втором условии, при проверке равенства, мы используем оператор равенства — ==, а не оператор присваивания, потому что мы не изменяем значение переменной при проверке, а сравниваем ее текущее значение с числом 10.

· Если поставить оператор присваивания в условии, то при проверке условия, значение переменной изменится, после чего это условие выполнится.

Каждому оператору if соответствует только один оператор else. Совокупность этих операторов — else if означает, что если не выполнилось предыдущее условие, то проверить данное. Если ни одно из условий не верно, то выполняется тело оператора else.

Если после оператора if, else или их связки else if должна выполняться только одна команда, то фигурные скобки можно не ставить. Предыдущую программу можно записать следующим образом:

#include <iostream> using namespace std;

int main()

{

setlocale(0, "");

double num;

cout << "Введите произвольное число: ";

cin >> num;

if (num < 10) // Если введенное число меньше 10.

cout << "Это число меньше 10." << endl;

else if (num == 10)

cout << "Это число равно 10." << endl;

else // иначе

cout << "Это число больше 10." << endl;

return 0;

}

Такой метод записи выглядит более компактно. Если при выполнении условия нам требуется выполнить более одной команды, то фигурные скобки необходимы. Например:

#include <iostream> using namespace std;

int main()

{

setlocale(0, "");

double num;

int k;

cout << "Введите произвольное число: ";

cin >> num;

if (num < 10) { // Если введенное число меньше 10.

cout << "Это число меньше 10." << endl;

k = 1;

} else if (num == 10) {

cout << "Это число равно 10." << endl;

k = 2;

} else { // иначе

cout << "Это число больше 10." << endl;

k = 3;

}

cout << "k = " << k << endl;

return 0;

}

Данная программа проверяет значение переменной num. Если она меньше 10, то присваивает переменной k значение единицы. Если переменная num равна десяти, то присваивает переменной kзначение двойки. В противном случае — значение тройки. После выполнения ветвления, значение переменной k выводится на экран.

Хорошенько потренируйтесь, попробуйте придумать свой пример с ветвлением. Когда поймете, что поняли эту тему, можете смело приступать к следующему уроку.

Цикл for

Если мы знаем точное количество действий (итераций) цикла, то можем использовать цикл for. Синтаксис его выглядит примерно так:

for (действие до начала цикла;

условие продолжения цикла;

действия в конце каждой итерации цикла) {

инструкция цикла;

инструкция цикла 2;

инструкция цикла N;

}

Итерацией цикла называется один проход этого цикла

Существует частный случай этой записи, который мы сегодня и разберем:

for (счетчик = значение; счетчик < значение; шаг цикла) {

тело цикла;

}

Счетчик цикла — это переменная, в которой хранится количество проходов данного цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: