Музыкальные произведения, несущие в себе признаки четвертой шкалы:
Бетховен — Финал Пятой симфонии;
Чайковский — Увертюры «1812 год», «Буря», «Макбет»;
Прокофьев — Токката, Наваждение, Финал симфонии № 3.
Шестая шкала. Отражает тенденции человека к ригидности психических процессов, что проявляется в упорстве в достижении цели, способности генерировать для этого большое количество нервно-психической энергии, умении противостоять трудностям. Таких людей много среди представителей эпитивного склада. Им свойственны педантизм в работе, стремление следовать заданным нормам, правилам и привычкам. Акцентировка по этой шкале соотносится с чертами лидерства, честолюбия и организаторскими способностями.
Музыкальные произведения, несущие в себе признаки шестой шкалы:
Лист — симфоническая поэма
«Прелюды», финал;
Вагнер — Шествие пилигримов из оперы
«Тангейзер»;
Равель — «Болеро»;
Чайковский — Первая симфонии, Финал;
Глнэр — «Гимн великому городу»;
Рахманинов — Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23.
|
|
Седьмая шкала. Выявляет черты тревожности и беспокойства, говорящие о невротизации личности. Акцентировка показателей по этой шкале говорит о психастеническом складе человека с психологическими качествами неуверенности в себе, постоянными сомнениями, повышенным ощущением вины из-за невозможности жить по высоким нравственным стандартам. Тревоги и страхи, постоянные проверки и перепроверки уже сделанного, застенчивость, стыдливость, конформизм, страх перед новыми надвигающимися событиями, совестливое отношение к окружающим, чувство долга и альтруизм — все эта тонкие и противоречивые переживания составляют психологическое содержание внутреннего мира психастеника.
Музыкальные произведения, несущие в себе признаки седьмой шкалы:
Чайковский — первые части Четвертой, Пятой и Шестой симфонии;
Шостакович — симфония № 4, II pi III части;
симфония № 8, часть III;
Шуман — Порыв;
Щедрин — Basso-ostinato;
Скрябин — Этюд № 4, соч. 42.
Восьмая шкала. Характеризует человека со стороны его способностей к социальным контактам и умения считаться с действительностью. Высокие показатели по этой шкале говорят о шизоидном складе личности с ее слабым стремлением к социальным контактам, отгороженностью от мира и скрытностью переживаний. Здесь мы видим акцентировку субъективного видения людей и событий, интровер- тированиость, сочетающиеся с угловатыми манерами и эмоциональной холодностью в отношениях с людьми. При этом люди шизотимного склада могут показывать большую тонкость эстетических переживаний. Отмечается также склонность к абстрагированию от действительности, уход в область символических построений, философских рассуждений и парадоксальных умозаключений.
|
|
Музыкальные произведения, несущие в себе признаки восьмой шкалы:
Бах — Искусство фуги;
Орландо Аассо — Мотеты;
Шенберг — концерты для фортепиано
с оркестром, для скрипки с оркестром; Пять пьес для оркестра;
Шнитке — симфонии № 1,4;
Р. Штраус — «Так говорил Заратустра»;
Щедрин — концерты для фортепиано.
Девятая шкала. Замеряет уровень оптимизма и активности человека. Высокие показатели по этой шкале говорят о приподнятости настроения, жизнелюбии, энтузиазме, общительности, многоречивости, легкомысленном отношении к социально одобряемым нормам поведения, беззастенчивости при их нарушении, склонности к сексуальным и алкогольным эксцессам, что, в конце концов, при всем внешнем блеске этих людей не может не вызывать у окружающих в некоторых случаях недоумения и настороженности. Среди отрицательных черт можно назвать такие, как легкомыслие, эмоциональная незрелость, ревнивость, хвастливость, назойливость, нетерпимость в споре.
Музыкальные произведения, несущие в себе признаки девятой шкалы:
Моцарт — Маленькая ночная серенада, финал;
Бетховен — Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»;
Вебер — Вечное движение;
Чайковский — «Итальянское каприччио»;
И. Штраус — «Полька пиццикато»,
галоп «Вечное движение»;
Шостакович — «Праздничная увертюра».
Нулевая шкала. По своему значению ортогональна, т. е. находится на другом полюсе психологического содержания характеристик девятой шкалы. Высокие показатели здесь говорят об интроверсии, замкнутости и неразговорчивости, застенчивости и ранимости.
Низкие показатели по этой шкале говорят об экстраверсии — стремлении человека к широким социальным контактам, общению с большим количеством лиц, активному поиску внешних впечатлений.
Музыкальные произведения, несущие в себе признаки этой шкалы, следуя вышеприведенной схеме, можно классифицировать следующим образом: к ин- тровертным произведениям следует отнести те, которые находятся в левой части, т. е. в шкалах № 1,2, б, 7, 8; к экстравертным — те, которые мы назвали, анализируя шкалы № 3, 4 и 9.
Соотношение змоций в музыкальном произведении
Отметим особо, что в чистом виде эмоциональное переживание, принадлежащее какой-то одной шкале теста MMPI, встречается в музыкальных произведениях очень редко. Как правило, в одном музыкальном произведении мы имеем дело с несколькими эмоциями, оттенки которых могут быть самыми разнообразными. Отгенки этих эмоций составляют эстетические признаки эмоции, словарь которых разработан В.Г. Раж- никовым. Этому исследователю удалось весь спектр человеческих переживаний, выражающих отношение человека к объекту, сконцентрировать вокруг двадцати семи модальностей, каждая из которых насчитывает в свою очередь от двадцати до сорока признаков. В эксперименте, например, давалось задание — определить характер настроения Менуэта си-бемоль мажор Моцар
та по десятибалльной шкале. Требовалось графически изобразить (рис. 8), насколько выражено каждое из данных настроений (см.: 149. С. 56).