неоклассика (90-г. XIX в.): l кембрижская школа (А.Маршалл), l американская школа (Дж.Б.Кларк), l лозаннская школа (В.Парето)
Разработаны: теория ценообразования, теория распределения дохода в категориях предельного анализа.
Австрийская школа
особенности:
-монистический субъективизм;
-методологический индивидуализм;
-отсутствие математических методов исследования;
-отсутствие развитых идей равновесия;
-важная роль отводится фактору времени.
К.Менгер: “благо - предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу каких-то своих свойств, причем, человеку известна эта его способность и он может ею воспользоваться”
Классификация благ
блага первого порядка (предметы потребления) и блага высших порядков (средства производства)
экономические блага (которым присуще свойство редкости и ценности) и блага неэкономические (имеющиеся в изобилии, не обладают свойством ценности)
Субъективная теория стоимости - теория предельной полезности
К. Менгер: «Стоимость – это суждение (способ мышления) экономических субъектов о благах, которыми они могут располагать, чтобы поддержать свою жизнь и благосостояние. Отсюда следует, что стоимость не существует вне сознания людей»
величина стоимости определяется предельной полезностью – т. е. полезностью наименее важной единицы запаса блага.
Факторы, определяющие величину стоимости:
-важности потребностей, которые следует удовлетворить (зависимость прямая)
-количества или запаса данного блага (зависимость обратная).
Австрийская школа: теория обмена и ценообразования
-обмен возникает тогда, когда блага, имеющиеся у одного субъекта, оказываются для него менее желательными, чем для другого;
-поэтому обмен не эквивалентен (как у классиков), а взаимовыгоден;
-пропорции взаимного обмена определяются соотношением предельных полезностей благ, т. е. цена определяется субъективными оценками продавцов и покупателей.