Культура западной Европы в новое время

В эпоху Ренессанса происходит невиданное возвышение и самоутверждение человека. В практическом смысле оно имеет место, прежде всего, в религии и искусстве. В религии его результатом становится протестантизм, который действительно представляет собой религию нового времени и нового человека.

Самые большие и глубокие изменения произошли в искусстве. Именно в нем идеалы и ценности гуманизма получили наиболее полное практическое воплощение. В деле возвышения и прославления человека искусство Возрождения не знает себе равных. В целом в эпоху Ренессанса преобладал художественно-эстетический, эмоционально-поэтический взгляд на человека и мир, на отношения между ними. Человек воспринимался как существо совершенное и свободное, а его отношения с миром виделись бесконфликтными и гармоническими. Однако когда в XVI в. в жизнь людей вторглись крестьянские, религиозные и национально-освободительные войны, эпидемии чумы, голод и другие бедствия, в их воззрениях произошли глубокие сдвиги. Прежний оптимизм уступил место глубокому разочарованию, пессимизму и трагизму.

XVII век — оказался гораздо более спокойным. В целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны. Италия при этом уступает свои ведущие позиции в культуре Франции. Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Активную роль в этом процессе играет европейская культура. В целом же в XVII в. Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай.

На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII в. выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя. Однако при ближайшем рассмотрении следует признать, что это усиление было относительным — лишь по сравнению с эпохой Ренессанса. В целом же возникшая еще в позднем Средневековье и резко возросшая в эпоху Возрождения тенденция к секуляризации сохранилась, хотя и несколько ослабла. Религия утрачивала роль универсального, всепроницаюшего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими явлениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы.

В XVII в. была подвергнута основательному сомнению и опровержению идея о божественном происхождении власти. Английский философ Т. Гоббс выдвинул концепцию, согласно которой государство является не божественным порождением, а результатом сознательного договора между людьми.

Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприятными они оказались для науки.

XVII столетие стало «золотым веком» театра. Настоящий расцвет переживает театр Испании.

Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Создан жанр социально-бытовой комедии



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: