АБСТРАКЦИОНИЗМ – направление в искусстве ХХ в., прежде всего
живописи. Характеризуется отказом от изображения действительности,
символизирует переход в ―чистое искусство‖. Первое течение в абст-
ракционизме делает акцент на многообразии цветов и музыкальных ассо-
циациях цветовых сочетаний, второе (супрематизм) – на соединении
геометрических фигур, разноцветных площадей, прямых и кривых линий.
АВАНГАРДИЗМ – одно из наиболее радикальных модернистских
течений, полностью обрывающее связь с художественной традицией.
Модернистами были К. Малевич, Дж. Джойс, С. Дали.
АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ – православная
церковь, имеющая полную самостоятельность. Создана в Украине в 1921
г., в 1930 г. была уничтожена, восстановлена – в конце 1980-х гг.
АВТОХТОН – население, проживающее на данной территории с
давних времен.
АГИОГРАФИЯ – церковная литература, описывает жизнь святых.
АКАПЕЛЬНОЕ ПЕНИЕ – пение без инструментального
сопровождения.
АРИСТОКРАТИЯ – высший слой господствующего класса.
АМПИР – художественный стиль позднего классицизма. Возник при
Наполеоне. Был направлен на возвеличивание нации, прославление во-
енных подвигов. В основном проявился в архитектуре в виде триум-
фальных арок, колонн, дворцов. Также отличительной чертой его был
выбор декоративных средств – картины битв, массивные львы, сфинксы.
АНДЕГРАУНД – неофициальное, часто нелегальное направление в
искусстве. При СССР противопоставлялся социалистическому реализму.
АНТЬІ – обьединение славян VI – начала VII в. Жили между
Днестром и Днепром. Основное занятие – земледелие. Общественный
строй – военная демократия. Воевали с готами, Византией, аварами.
АССИМИЛЯЦИЯ – слияние двух народов с утратой одним из них
своего языка, культуры, национального самосознания.
АТЕИЗМ – мировоззрение, свободное от необходимости
апеллировать к сверхъестественному. Часто проявляется как неверие в
бога. Официальная идеология в период СССР.
БАЛЛАДА – стихотворное повествовательное произведение в
литературе или повествовательная песня в музыке.
БАНДУРА – украинский струнно-щипковый музыкальный
инструмент. Известен с XV-XVI вв.
БАРМИЦА – кольчужная металлическая сетка, прикреплявшаяся к
шлему воина для защиты ушей, шеи и затылка.
БЕЛОГРУДОВСКАЯ КУЛЬТУРА – культура оседлого населения
позднего бронзового века (XI-IX вв. до н.э.), была распространена на
территории между Днестром и Днепром.
БРАТСТВА – национально-религиозные и просветительские
организации XV-XVIII вв. при православных церквях. Боролись против
католизации населения. Открывали школы, типографии, коллегиумы.
БУБЕН – ударный музыкальный инструмент.
БУГАЙ - духовой музыкальный инструмент.
БУКВАРЬ – книжка для первоначального обучения грамоте.
БУРЛЕСК – юмористическая поэзия. Комический эффект
достигался тем, что героическое содержание излагается в пародийном
тоне, или тем, что о будничном говорилось возвышено.
ВЕРТЕП (от старослав. ―пещера) – популярный в эпоху барокко
кукольный передвижной театр, с которым выступали на площадях.
Существовал и ―живой вертеп – театр костюмированных исполнителей.
ВЕСНЯНКИ – жизнерадостные песни, с красочной поэтикой,
разнообразием мотивов, прежде всего любовных.
ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО – образ жизни, основанный на
земледелии и скотоводстве. В этом случае люди потребляют продукты,
созданные ими: хлеб, овощи, фрукты, мясо и молоко скота.
ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ – одна из древнейшей эмальных техник.
Эмаль заполняет углубления изделия – выемки, которые выходят грави-
ровкой, чеканкой или выпиливанием лобзиком. В последнем случае ажур-
ную пластину накладывают на лист металла и соединяют заклепками.
ГЕРБ – изображение, символизирующее государство, город или
род. Гербом Украины является трезубец, идущий от князя Владимира.
ГИМН – торжественная песня, символизирующая государство. В 17-
18 вв. в Украине формой официального гимна служили вольные канты.
ГИПЕРБОЛА – художественный прием, основанный на
преувеличении. Явлению приписывается какой-либо признак в такой
мере, в какой оно им реально не обладает.
ГОТЫ – племена восточных германцев, пришедшие в Украину в 166
г. н.э. с Балтийского моря и Вислы. В украинском языке о влиянии готов
свидетельствуют слова ―стекло, ―котел, ―блюдо, ―бук, ―редис.
ГРАВЮРА – рисунок, который наносится на поверхность твердых
материалов с помощью инструментов или химических веществ.
ГРАФИКА – рисунок, выполненный карандашом, пером, кистью,
углем или оттесненный на бумаге со специально приготовленной формы.
ГРАФИТИ – 1) надписи, преимущественно бытового характера, или
рисунки, нацарапанные на стенах домов и сооружений; 2) современное
уличное искусство, часть хип-хоп культуры.
ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ, ИЛИ УНИАТСКАЯ, ЦЕРКОВЬ – была
провозглашена в Бресте в 1596 г. в результате объединения
православной и католической церквей под главенством Папы Римского.
ГУМАНИЗМ – мировоззрение, в его центре – человек как ценность,
его право на самореализацию. Утвердилось в эпоху Возрождения, проти-
вопоставлялось Средневековью с его подчиненностью людей церкви.
ГУСЛИ – русский древний струнный инструмент, на котором акком-
панировали собственному пению, исполняли народные песни и танцы.
ДИАДЕМА – головная повязка или металлический обруч с
украшениями. Было символом царской власти в средние века. Также
женское головное украшение в форме небольшой открытой короны.
ДИССИДЕНТ – человек, взгляды которого расходятся с
официальными. Так называли участников оппозиции в СССР, которые
боролись с режимом мирными средствами и преследовались властью.
ДУМЫ – жанр речитативного народного эпоса. У дум не было раз-
деления на куплеты, обязательные для песни. Исполнялись народными
певцами – кобзарями, бандуристами, лирниками. Думы разделяют на
посвященные борьбе с турками и татарами, а также с поляками.
ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА – культура праславянского населения
Украины периода железного века. Была распространена в бассейне рек
Припять и Днепр во II в. до н.э. – II в.н.э.
«ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ» - изображения животных или отдельных
частей их тел в орнаментах, мелкой пластике.
ЗВОНАРЬ – специально обученный человек, осуществляющий
церковный колокольный перезвон.
ЗЕМЛЯНКА – углубленное в землю жилище с перекрытием из жер-
дей или бревен, засыпанных землей. Один из древнейших видов жилья.
ЗЕРНЬ – мелкие золотые или серебряные шарики, напаянные в
ювелирных изделиях.
ИКОНА – живописное, рельефное изображение божеств и святых,
являющееся объектом религиозного почитания.
ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве, основным принци-
пом которого был показ не действительности, а впечатления от нее. За-
родился во французской живописи 1870-1890-х гг. Элементы импрес-
сионизма можно найти в литературе (М. Коцюбинский, М. Хвылевой).
ИНАУГУРАЦИЯ – вступление в должность главы государства.
ИНКРУСТАЦИЯ – украшение изделий, интерьеров, фасадов кусоч-
ками материалов (дерева, металла, мрамора, кости, перламутра), отли-
чающимися по цвету и фактуре от поверхности, в которые их врезают.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ – социальная общность, объединяющая людей,
обладающих образованием и специальными знаниями в различных
областях науки, техники и культуры.
ИНТЕРМЕДИЯ – небольшая пьеса или сцена комического
характера, разыгрываемая между действиями драматического спектакля.
Использовалась в средневековом школьном театре. Постепенно
превратилась в произведение с самостоятельным сюжетом.
КАПЕЛЛА – хор певчих. С XVIII в. также ансамбль из певцов и
исполнителей на музыкальных инструментах.
КАТОЛИЗАЦИЯ — насильственное насаждение католицизма.
Польская власть проводила принудительное переведение украинцев из
православия в католицизм на захваченных украинских землях.
КАТОЛИЦИЗМ – одно из основных (наряду с протестантизмом и
православием) направлений в христианстве. Наиболее распространено в
Западной Европе, Латинской Америке, ряде других регионов. Обладает
централизованной организацией, возглавляется Папой Римским.
КЛАССИЦИЗМ – направление в европейской литературе и искус-
стве XVII – нач. XIX вв. Его черты: ориентация на творчество Древних
Греции и Рима; рационализм; нерушимые художественные правила;
аристократизм. Жанры в литературе – трагедия, ода, эпическая поэма.
Проявился в декоративном оформлении фасадов и интерьеров, геомет-
рически четком планировании центров, школьных спектаклях 17-18 вв.
КОБЗА – струнно-щипковый музыкальный инструмент. Был
популярным в Украине в казацкие времена.
КОЖУХ – зимняя одежда из овечьих шкур, вывернутая мехом в
середину. Украшается вышивкой, китичками из разноцветных нитей,
аппликациями из кожи, нашивками из ярких шнуров и др.
КОЛЛЕГИУМ – закрытое среднее или высшее учебное заведение.
КОЛЯДКА – старинная обрядовая рождественская песня.
КОСТЕЛ – польский католический храм.
КОЧЕВНИКИ – скотоводы, мигрировавшие по мере смены пастбищ,
Появились в кон. II – нач. I тыс. лет до н.э. в горно-степных областях
Евразии в ходе выделения скотоводства в отдельный вид хозяйства.
Сохранились в странах Центральной и Западной Азии, Северной Африки.
ЛЕТОПИСИ – исторические произведения, вид повествовательной
литературы, состояли из ежегодных записей.
ЛИРА – струнный смычковый музыкальный инструмент с
вращающимся колесом или диском для извлечения звука.
ЛИТЬЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – наиболее распространенный способ
перевода в металл произведений скульптуры; изготовление
металлических сосудов, светильников и др. произведений искусства.
ЛИЦЕЙ – среднее (высшее) учебное заведение.
ЛЮТНЯ – старинный струнный музыкальный инструмент.
МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО – нормы права, устанавливавшего
порядок деятельности городского самоуправления. Первым таким правом
был наделен Магдебург, впоследствии распространено на другие страны.
В Польше и Литве предоставлялось королями (князьями).
МАГНАТЫ – крупные землевладельцы, аристократы (роды
Острожских, Заславских, Сангушков, Чарторыйских, Вишневецких).
МАСС-КУЛЬТУРА – явление культуры, рожденное научно-техни-
ческой революцией и урбанизацией. Связано с развитием коммуникаций
(радио, телевидение, кино), способствовавших созданию массовой ауди-
тории потребителей культурной продукции. Является культурой повсе-
дневной жизни и проявляется в тиражировании творческих ценностей.
МЕАНДР – тип орнамента, декоративная непрерывная извилистая
линия. Символизировал долголетие, благополучие, бесконечность,
вечное движение от жизни к смерти, путешествия души после смерти.
МЕТАФОРА – оборот речи, состоящий в употреблении слов и
выражений в переносном смысле; художественный прием, основанный на
принципе сходства. Описание одного явления (предмета) через другое.
МИСТЕРИЯ – жанр театра в XIV-XVI вв., основное содержание
которого составляли библейские сюжеты.
МИСТИКА – вера в таинственный, сверхъестественный мир;
религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного
единения с абсолютом, а также совокупность теологических и
философских доктрин, оправдывающих эту практику.
МИФ – рассказ о прошлом, окружающем мире, который описывает
события с участием богов, демонов и героев и истории о происхождении
мира, богов и человечества.
МИФОЛОГИЯ – совокупность мифов.
МОДЕРНИЗМ – совокупность течений в культуре конца ХІХ – ХХ
вв., которым свойственны отрицание реализма, поиск новых эстетических
принципов. Проявился в экспрессионизме и кубизме, которые в свою
очередь получили развитие в футуризме, абстракционизме,
сюрреализме, поп-арте, концептуализме и других течениях.
МОНОДИЯ – одноголосое или групповое в унисон (октаву) пение.
НАТЮРМОРТ – живописное изображение неподвижных неоду-
шевленных предметов – букетов цветов, фруктов, посуды, мебели, др.
НЕОЛИТ – заключительный этап каменного века (VI-IV тыс. до н.э.).
В это время начался переход от присваивающих (охота, собирательство,
рыболовля) к воспроизводящим (скотоводство, земледелие) формам
хозяйства (неолитическая революция), Это способствовало
возникновению городских поселений, ремесел, письменности, созданию
культурно-исторических областей, в которых распространялись керамика,
шлифовки, сверления, разнообразные элементы духовной культуры.
ОГНИВО – железное орудие, служившее для добывания огня из
кремня. Применялось многими народами до изобретения спичек.
ОПЕРА – жанр музыкально-театрального искусства, сочетающий
вокальную и инструментальную музыку со сценическим действием.
ОРГАН – инструмент духовой клавишной музыки.
ОРДЕН – католическая монашеская организация.
ПАЛЬЧАТАЯ ФИБУЛА – металлическая застежка, также выполняв-
шая роль украшения. Как правило, состояла из иглы, корпуса и пружины.
Фибулы были известны с бронзового века и существовали до раннего
средневековья. Часто служили для застегивания плаща на плече.
ПАНЕГИРИК – хвалебная речь на торжественном собрании;
театральный жанр, основным элементом котором были такие речи.
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ – многоголосое пение.
ПЕЙЗАЖ – живописное изображение природы.
ПЕРЕДВИЖНИКИ – российские художники-реалисты, участники
объединения ―Товарищества передвижных художественных выставок‖
второй половины XIX в., которые изображали на картинах родную
природу, народный быт, красоту и силу человека труда.
ПИСАНКИ – крашеные или орнаментальные куриные яйца. Яйцо
считалось символом жизни. Существует несколько типов росписи –
геометрический, растительный и анималистический.
ПОЛЕМИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – литература теологического и
художественно-публицистического характера в XVI-XVII вв. Возникла на
почве борьбы между католическо-униатскими и православными
деятелями в контексте продвижения католицизма на восток.
ПОЛОНИЗАЦИЯ / РУМЫНИЗАЦИЯ – насаждение польского
(румынского) языка, традиций, культуры для ассимиляции других этносов.
ПОРТЯНКИ – ткань, которой обматывали ноги перед обуванием.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – направление в современном искусстве. Ему
свойственны: одновременная ориентация на массы и элиту; обращение к
забытым традициям; разнообразие стилей; гротескные формы художест-
венной выразительности, ирония; отождествление искусства с нехудо-
жественными сферами деятельности (политика, информатика и др.).
ПОЭТИКА – теория литературы, учение о поэтическом творчестве;
совокупность художественно-эстетических качеств, определяющих
своеобразие того или иного явления литературы.
ПРАВОСЛАВИЕ – одно из основных направлений в христианстве.
Оформилось после разделения христианства в 1054 г. на западную и
восточную церкви. В отличие от католицизма, состоит из независимых
церквей (Греческая, Русская и др.), возглавляемых патриархами.
Вселенский (Константинопольский) патриарх имеет моральное влияние.
ПРЕДАНИЕ – жанр словесного народного творчества. Рассказ в них
ведется якобы от имени свидетеля или участника событий.
ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО – первая в истории форма хозяй-
ствования. Люди употребляли готовые продукты природы: охотились на
животных, собирали съедобные растения, занимались рыбной ловлей.
ПРИШЛЬІЕ НАРОДЬІ – неавтохтонное население, которое
переселилось на данную территорию из других земель.
ПРОСВЕЩЕНИЕ – совокупность эстетических взглядов философов
и деятелей искусства Европы XVIII в. Характеризовалось верой в разум
человека, возможность добраться до тайн бытия.
ПРОТЕСТАНТИЗМ – общее название различных направлений в
христианстве, отколовшихся от католической церкви в ходе Реформации
(напр., лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и др.).
ПСАЛТЫРЬ – часть Библии, книга псалмов.
РЕАЛИЗМ – художественный метод, заключающийся в
объективном отражении действительности. Литературе свойственно
превалирование прозовых жанров. Достиг наивысшего развития в ХІХ в.
РИТОРИКА – теория ораторского искусства.
РОКОКО – художественный стиль, отличающийся химерностью,
декоративностью и фантастичностью мотивов, надуманностью форм,
нетребовательными формами, выгнутыми и переплетенными линиями,
избеганием контрастов, желанием гармонизации колористики.
РОМАНТИЗМ – художественный метод, согласно которому в
противовес реальной действительности ставятся картины желаемой
жизни. Последователи Романтизма выступили против классицизма.
РУСИФИКАЦИЯ – насаждение русского языка, традиций, культуры
другим этносам с целью их ассимиляции. Зту политику проводила
российская и советская власть на подконтрольных украинских землях.
СВИРЕЛЬ – духовой музыкальный инструмент.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – освобождение общественной
(государственной) деятельности от церковного влияния; превращение
церковной собственности (в основном земель) в светскую.
СИМВОЛИЗМ – художественный стиль, в основе которого
находится изображение сверхчувственной действительности.
СКАНЬ – вид ювелирной техники, изготовление ажурных предметов
из тонкой скрученной золотой, серебряной или медной проволоки.
СКОМОРОХИ – странствующие актеры. На народных праздниках
исполняли комедийные и драматические сценки, музыкальные, танце-
вальные и акробатические номера, показывали дрессированных зверей.
СКОРОГОВОРКА – жанр народного творчества, шуточное выраже-
ние, состоящее из сложных для произнесения, но близких по звукам слов.
СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМА – литературное произведение в форме
диалога с серьѐзным сюжетом (в отличие от комедии), предназначенное
для исполнения на сцене и рассчитанное на широкую публику.
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ – 1) структура, которая объединяет группу
социальных субъектов; 2) интерактивный веб-сайт, содержание которого
наполняется самими участниками сети. Представляет социальную среду,
позволяющую общаться пользователям.
СТИЛУС – заостренная палочка для письма на специальной доске,
которой пользовались учащиеся в Киевской Руси.
СУПРЕМАТИЗМ – см. Абстракционизм.
СУРМА – духовой музыкальный инструмент.
СЮРРЕАЛИЗМ – направление модернизма. Провозглашает
основой искусства интуицию. Сюрреалисты рассматривают творчество
как ―мир новой реальности, призванной отвлечь от повседневных забот.
ТЕОЛОГИЯ – то же, что богословие. Богословие – схоластическое
церковное учение о боге и догматах религии.
ТОРБАН – струнно-щипковый музыкальный инструмент.
ТОТЕМИЗМ – вера в "родство рода/племени с
животным/растением (тотемом). Тотему приписывались
сверхъестественные возможности, ему поклонялись.
ТРАВЕСТИЯ – жанр юмористической поэзии, близкий к пародии.
ТРАКТАТ – научное сочинение, излагающее какую-либо тему.
ТРЕМБИТА – духовой деревянный музыкальный инструмент, род
натуральной трубы. Распространен среди гуцулов (живущая
преимущественно в Карпатах этническая группа в составе украинцев).
ТРЫМБА – струнно-щипковый музыкальный инструмент.
ТУЛУНБАСЫ – ударный музыкальный инструмент.
УКРАИНИЗАЦИЯ – политика коммунистического режима в 1920-х –
начале 1930-х гг., предусматривавшая вовлечение украинцев в
управленческий аппарат, применение украинского языка в партийной и
хозяйственной работе, образовании, прессе, издательской сфере.
УРБАНИЗАЦИЯ – повышение роли городов в развитии общества,
выражающееся в преимущественном сосредоточении населения, эконом-
мики, культуры, управления в городах. Связана с индустриализацией, то
есть увеличением роли промышленности в экономике.
ФАСАД – наружная главная сторона здания, сооружения.
ФЛЕЙТА – духовой музыкальный инструмент. Изготовляется из
дерева, тростника, глины.
ФОЛЬКЛОР – коллективное музыкальное, поэтическое творчество.
Главные эпические жанры украинского фольклора – сказки, думы,
баллады, легенды, анекдоты, присказки, пословицы, загадки и др.;
лирические – песни, голосения, колядки, щедровки и др.
ФОРМАЛИЗМ – течение в литературе и искусстве, признающее
основной ценностью форму произведения, а не содержание. Проявился в
таких направлениях, как кубизм, абстракционизм, театр абсурда, др.
ФРЕСКА – живописное произведение, выполненное водяными
красками на свежей влажной штукатурке.
ФУТУРИЗМ – направление в искусстве, зародившееся в Италии в
1909 г. как альтернатива кубизму. Его отличает акцентирование на
―грубых‖ предметах, апология техники и урбанизации.
ХИМЕРА – скульптурное изображение фантастического чудовища.
Символизирует неосуществимую мечту, причудливую фантазию.
ЦИНКОГРАФИЯ - фотомеханический способ изготовления клише.
ЦЫМБАЛЫ – струнный музыкальный инструмент. На нем играют,
ударяя молоточками по струнам.
ЧАСОСЛОВ – церковная книга с текстами молитв. В старину
учились читать по часослову.
ЧЕКАНКА – вид обработки металла, получение рельефных
изображений на листовом металле. Выполняется ударами молотком по
специальному инструменту.
ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА – культура предскифской эпохи (конец
ІХ – начало VII вв. до н.э.), сначала в лесостепи между Днестром и
Днепром, а потом распространилась на бассейн реки Ворскла.
ЧЕРНЬ – сплав серебра, свинца, серы и других компонентов, с
помощью которого путем специальной термической обработки украшают
изделия из металла (в основном из серебра).
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА – археологическая культура II-V вв.
Памятники – большие не укрепленные поселения и без курганные
могильники. Ее носители были землепашцами, занимались ремеслом.
ШНУРОВАЯ КЕРАМИКА - изделия, орнаментированные оттисками
шнурка, который накладывали на влажные стенки глиняной посуды.
ЭКЛЕКТИКА - смешение разных художественных стилей.
ЭНЕОЛИТ – переход от каменного к бронзовому веку (IV-III тыс. до
н.э.). Применялись медные изделия, но преобладали каменные орудия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. 2-е изд. – К.:
Либідь, 1991. – 400 с.
2. История Украины: Курс лекций / Под ред. д.и.н., профессора Н.Н.
Олейника. – Харьков: Консул, 2002. – 365 с.
3. История Украины: Учебное пособие для студентов неисторических
специальностей / Под общей ред. акад. Р.Д. Ляха. – Донецк: Центр
подготовки абитуриентов, 2002. – 416 с.
4. Історія української культури (Текст): курс лекцій / О.В. Ліхолат, П.А.
Дігтяр, С.Ю. Боєва та ін.; під заг. ред. С.О. Костилєвої. – К.: НТУУ, 2010.
5. Історія світової та української культури: довідник для школярів та
студентів / В.А. Греченко, І.В. Чорний. – К.: Літера ЛТД, 2009.
6. Попович М.В. Нарис історії культури України. – К.: АртЕк, 1999.– 728 с.
7. Субтельный О. Украина: история. — К.: Либідь, 1994. — 736 с.