№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
1.
| Общая и профессиональная педагогика как научные области знания. Актуальные проблемы образования
| 1. Общая и профессиональная педагогика как научные области знания Актуальные проблемы образования
Возникновение педагогического вида деятельности. Выделение педагогики в отдельную науку[1]. Сущность педагогики как науки об образовании человека, о целенаправленном формировании качеств личности. Объект и предмет исследования общей и профессиональной педагогики. Методология педагогики. Закономерности образования. Концепции личностного образования. Проблемы общественного и семейного воспитания. Проблемы воспитания личности в учебной группе. Компьютеризация образования. Гуманизация образования. Альтернативная педагогика и кризис традиций.
|
2. Система общего и профессионального образования России.
Определение системы образования. История развития системы образования в России. Тенденции развития системы образования на современном этапе. Новые типы учебных заведений. Принципы построения системы народного образования в России. Развитие системы профессионального образования. Многоуровневость профессионального образования. Характеристика отдельных систем образования за рубежом. Закон Российской Федерации об образовании и другие правовые документы.
|
2.
| Педагогический процесс.
| 3. Педагогический процесс.
Сущность педагогического процесса. Различные подходы к трактовке сущности педагогического процесса. Единство и различие процессов воспитания и обучения. Учебный процесс. Учебно-воспитательный процесс. Виды педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса. Правила построения педагогического процесса. Управление педагогическим процессом. Связи между учащимися и педагогом. Условия протекания педагогического взаимодействия. Свойства педагогического процесса. Внутренние связи педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса.
|
4. Процесс воспитания.
Сущность процесса воспитания. Процесс воспитания как способ формирования личности. Направления воспитания. Особенности процесса воспитания. Движущие силы воспитания. Противоречия внешние и внутренние. Закономерности процесса воспитания. Объективные и субъективные факторы формирования личности. Основные пути воспитания. Необходимые условия успешного воспитания. Психологические и педагогические основы воспитания.
Общение как вид деятельности и фактор воспитания личности.
|
5. Процесс обучения.
Сущность процесса обучения. Соотношение процесса познания и учения. Основные функции обучения. Структура процесса обучения. Характеристикакомпонентов процесса обучения. Назначение и структура деятельности, преподавателя в учебном процессе. Психологические основы деятельности, учащихся в процессе обучения. Различные типы обучения, особенности деятельности преподавателя и учащихся. Закономерности процесса обучения.
|
| Педагогическая система
| 6. Педагогические принципы.
Общенаучное понятие принципов. Сущность педагогических принципов и их реализация. Общепедагогические принципы и их характеристика. Дидактические принципы и их характеристика.
Принципы профессионального образования и их характеристика. Требования и правила реализации педагогических принципов. Выбор принципов. Подходы к формулированию принципов.
|
7. Педагогические цели.
Общенаучное понятие целей. Сущность педагогических целей, их особенности и функции. Структура педагогических целей. Виды целей: обучения, воспитания, развития и их характеристика. Цели организационные и методические. Цели нормативные и инициативные. Требования к формулированию педагогических целей. Сущность диагностично поставленных целей. Ошибки при формулировке различных видов целей. Методика целеполагания.
|
8. Содержание образования.
Общенаучное понятие содержания. Сущность понятий «содержание образования», «содержание воспитания», «содержание обучения», «содержание учебного материала». Функции содержания в педагогическом процессе. Уровни формирования содержания. Состав и структура содержания образования. Компоненты содержания образования. Сущность содержания профессионального образования. Характеристика содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки. Теории отбора и структурирования содержания образования. Виды анализа содержания учебного материала. Характеристика содержания основных направлений воспитания.
|
9. Педагогические методы.
Общенаучное понятие метода. Сущность педагогических методов. Педагогические приемы и способы как компоненты методов. Классификации методов обучения: традиционная по источникам знания, по степени активности учащихся. Проблемные методы обучения Классификация методов воспитания. Взаимосвязь методов обучения и воспитания. Выбор методов. Характеристика отдельных групп методов. Ошибки в использовании педагогических методов.
|
10. Педагогические средства.
Общенаучное понятие средств. Сущность педагогических средств. Признаки педагогических средств. Материально-техническая база учебного заведения. Классификации педагогических средств. Технические средства обучения и ЭВМ, их возможности, достоинства и недостатки в использовании. Выбор педагогических средств.
|
11. Формы организации педагогического процесса.
Общенаучное понятие форм. Сущность педагогических форм. Краткая история развития педагогических форм. Классификация педагогических форм: обучения и воспитания. Формы простые, составные и комплексные. Формы организации учащихся. Характеристика формообразования. Выбор педагогических форм.
|
12. Классно-урочная форма обучения.
Характеристика классно-урочной формы обучения, ее признаки и история развития. Характеристика урока. Достоинства и недостатки урока. Типы, виды уроков, их выбор. Перспективы развития классно-урочной формы.
|
4.
| Проектирование педагогических систем
| 13. Основы педагогического проектирования.
Сущность педагогического проектирования. Этапы педагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования: системы, процессы, ситуации. Формы педагогического проектирования. История развития теории и практики педагогического проектирования. Зарубежный опыт проектирования учебных курсов. Проектировочные действия и их характеристика. Роль личности педагога в педагогическом проектировании.
|
14. Проектирование педагогических систем.
Понятие о педагогических системах. Признаки педагогических систем. Проектирование системы профессиональных качеств личности. Проектирование систем теоретического и производственного обучения. Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся.
|
15. Проектирование педагогических процессов.
Разработка простых форм организации педагогического процесса. Проектирование сложных (составных) форм организации педагогического процесса. Проектирование комплексных форм организации педагогического процесса.
|
16. Проектирование урока.
Проектирование урока. Требования к уроку. Традиционная структура уроков. Подходы к разработке структуры современного урока М.И.Махмутова. Педагогическая структура. Дидактическая структура. Методическая структура. Психологические структуры (познания, решения проблемы, мотивации учения и труда и т.д.). Алгоритм подготовки уроков.
|
17. Проектирование педагогических ситуаций.
Характеристика педагогических ситуаций. Типы и виды ситуаций в педагогическом процессе. Педагогические ситуации в учебном процессе: классификация, характеристика каждого вида, разработка и реализация в ходе урока. Воспитательные ситуации: классификация, характеристика каждого вида, разработка и реализация в ходе воспитательного мероприятия. Виды анализа педагогических ситуаций.
|