Реформы начала 18 века в области просвещения. Культурные реформы Петра I. Роль М.В. Ломоносова в развитии просвещения в России

Перечень вопросов к госэкзамену по дисциплине «Педагогика»

Предмет и задачи педагогики. Зарождение гуманистической педагогики (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.). Гуманизация образования: исторический и современный аспекты.

Педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Объект педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе. Предмет педагогики выступает образование как реальный целостный, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика изучает три главные составляющие образовательного процесса: цели обучения (для чего учить), содержание обучения (чему учить), формы и методы обучения (как учить). Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни, общественной, личной, политической и т.д. К таким задачам можно отнести: выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управление образовательными и воспитательными системами; изучение в распространение педагогического опыта; прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем; разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Гуманистическая педагогика - направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие.

Л. Н. Толстой (открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, притчей которой было развитие самостоятельной, познавательной активности ребенка. подходит к орг-ции обр-я с т.зр. идей своб. восп-я – осознание того,что реб. от природы – прообраз добра, красоты, соверш-ва. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука»). Работа «О народном обр-ии»: обр-е есть потреб-ть каждого чел., оно не д.б. насильств-ым. Т. счит., что нужно применять самые разн. ср-ва обр-я, разл. предметы для выбора, право ученика посещать неск. Школ, своб-но перемещ-ся по классу. Нет строго очерч-ого врем-и для опр. видов занятий. применял метод экспер-та, лаб.раб., экскурсии, рассказ, сочин-я, былины. Много разраб. применит-но к метод-ке нач.кл. Первое место – принцип акт-ти детей, скептически относ-ся к принципу нагляд-ти. Одобрил принц. доступ-ти. Уч. мат-л д.б. связан с жинью, опир-ся на жизн. опыт. Важн. условие – знание лич-ти реб.

Мария Монтессори (1870–1952) в книге «Метод научной педагогики» она утверждала, что нужно максимально использовать возможности детского возраста. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия. Монтессори составила дидактические материалы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии и других предметов. Эти материалы построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки.

Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654). Обосновал дидактические принципы, определил «золотое правило дидактики». Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия-зрением, слышимое –слухом, запахи-обонянием, подлежащее вкусу-вкусом, доступное осязанию-путем осязания. Дидактические принципы: наглядность (обучение начинать вещей, явлений, примеров-золотое правило дидактики), сознательность, систематичность, последовательность, прочность, посильность. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, ведущим принципом к-ый яв-ся принцип природосообразности, обосновал классно-урочная систему, согласно к-го он вводит перемены, каникулы и рекомендует начинать обучения в раннем возрасте и в утренние часы, когда организм готов к восприятию.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) считается основоположником русской педагогической психологии и педагогики. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Педагогич-ие взгляды строились на следующих принципах: народности, самобытности русской пед-ой науки, воспитание детей. Для формирования человека должен занимать язык своего народа. Не менее важным яв-ся принцип воспитания в труде, необходимы физический и умственный труд

Гуманистическая педагогика ориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и организации определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Начало систематизации педагогического знания. Я.А. Коменский — основоположник педагогической науки. Его педагогическая концепция как составная часть проекта переустройства общества («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая дидактика», «Материнская школа» и др.)

Я.А. Коменский (1592-1670) – вел чешск педагог. Создал систему Вос-я для демократ слоев населения, народн масс. Главн идеи – сенсуальный хар-р: познание реальн мира на основе чувств восприятия. + принцип наглядности. Идея всеобщего нач образ-я. 3 задачи В-я – познание себя и окруж мира (умств восп-е) – оч важно, управление собой (нравств В-е), и стремление к богу (религиоз В-е).

Идея непрерывн образ-я. В соответствии с естеств методом обосновал метод принципы: системн-ти и посл-ти, четк ориентации на личность реб-ка, учет возрастн и псих особ-тей, наглядн хар-р Обуч-я. 1 место – Воспитание нравств-ти, религии, гуманности, порядочности, достоинства, справ-ти, мужества. Методы – личн пример, упр, деят-ть, убеждение, нравоучение. Отрицает метод наказ-я. Учитель д.б. великим, религиозным, грамотн, эрудир.

В Трактате «Великая дидактика». рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического и эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. Здесь же выходит первая в мире книга для родителей «Материнская школа». В ней даются указания на воспитание ребенка матерью в первые шесть лет жизни. Главную задачу воспитания детей этого возраста Коменский видел в развитии органов их чувств, обогащении представлений об окружающем мире, в развитии речи и первоначальных ручных умений. В Венгрии ученый издает ряд сочинений, в том числе «Мир чувственных вещей в картинках» (1650 г.). В этом произведении Коменский реализовал свои идеи о признании внешних органов чувств ребенка в качестве основных источников познания внешнего мира, о развитии у детей в первую очередь чувственного восприятия окружающих их вещей, о широком использовании в обучении наглядности. В «Великой дидактике» Я.А.Коменский предложил стройную систему школ, основанную на разработанной им же самим возрастной периодизации развития человека от рождения до зрелости (24 года) и разбил ее на 4 этапа. Каждому периоду у него соответствует определенная ступень школы, являющаяся продолжением предыдущей (принцип единой школы). До 6 лет – для детства – материнская школа. 6-12 лет – для отрочества – школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. 12-18 лет – для юношества – латинская школа (гимназия). 18-24 года – академия – для зрелости. В основу образовательной периодизации заложен принцип учета возрастных особенностей человека. Обосновал дидактические принципов: 1.Принцип наглядности. («Золотое правило дидактики»). 2.Принцип сознательности. 3.Систематичности обучения. 4.Последовательности в обучении. 5.Посильности в обучении. 6.Прочности Реализация данных принципов должна была осуществляться в разработанной Коменским классно – урочной форме обучения. Ее суть: все ученики согласно возрасту разделяются на классы и учитель ведет занятия одновременно со всеми. Урок должен иметь цель и быть структурно – организованным, т.е. делиться на этапы. Обучение начиналось осенью, и занятия продолжаются в течение учебного года с перерывами на каникулы. Вводится регулярная проверка знаний, в конце года ученики держат экзамен

Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю.

Реформы начала 18 века в области просвещения. Культурные реформы Петра I. Роль М.В. Ломоносова в развитии просвещения в России.

Для развития пед. и шк. бол. знач. имели просветит. реформы: введение гражд. алфавита, возник-е периодич. прессы («Ведомости»), выпуск светской оригинальной и переводной лит-ры, учреждение Академии наук, открытие перв. светск. гос. шк. В 1701г. б. открыта в Москве шк. математич. и навигационных наук. Сюда в принудит. порядке зачислялись дворенск. дети, + дети дьяков, посадских, солдат. В период царствования Петра1 б. открыты артиллерийск.шк. в крупн. городах, навигац. шк. в портовых городах, хирургич., инженер. и разнояз. шк. в Москве. На Урале б. создана перв. горнозаводская шк. Реформа дух. образ-я: созд. начал. архиерейские шк. и дух. семинарии. В 1725г. б. создана в Петербурге Академия наук, при ней б. открыт. университет и гимназия, в кот. иностр. ученые д.б. готовить рус. ученых и специалистов. В Академии не б. представлено богословие, светский хар-р обучения. М.В.Ломоносов (1711-1765) поступил в Слав.-греко-лат. академию, затем академ. гимназия в Петербурге, затем Петерб. акад. Наук. Создал рус. грамматику, сформир. литер. яз., обогатил лексику рус. яз. науч. терминами, читал лекции по физике, писал науч. труды на рус. яз. Добивался организации в России богослов. шк. В 1758г. возглавил универ. и гимназию при Академии наук, разраб. уч. план гимназии, универа, установил принципы, методы обуч-я. Созд. ряд учебников «Риторика», «Рус. грам-ка»: передовое учение о языке и лит-ре, в кот. отраж-сь реал. отношения действит-ти.

Ведущими дидактическими принципами Л. считал принципы посильности и развивающего обучения.В апреле 1755г. при учасктии Ломоносова б. открыт в Москве универ в составе 3 факультетов: Юрид., филос., мед. При универе 2 гимназии:1)для дворян;2)для разн. чинов людей, кроме крепостн. крестьян. В гимназии изуч. российск яз, лат., 1 из ин.яз, словестность, матем., история. В 1758г. в Казани открыта гимнагия, готовившая к поступлению в универ. В 1804г. на базе этой гимназии откр. Казанский универ. В 1779г. при универе открыта первая учител. семинария в России, кот. готовила учителей для Моск., Казан. гимназий, пансионов.

Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

В соотв-и с законом об образ-и (гл. 1, ст.8) система обр-ия пердстав-ет собой совокуп-ть взаимод-их:1- преемств-ых образ-ых программ и ФГОС, 2- сети реализ-их образ-ых учрежд-ий 3- органов управл-ие образ-ия

1. Законодательство об образовании включает в себя Конституцию Российской Федерации принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы

2. Целями являются установление государственных гарантий и механизмов реализации прав и свобод человека в образовании, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. Задачами законод-ва об образ-и являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; Законодательство об образ-и регулирует отношения в сфере образования, включающие: общественные отношения по реализации права граждан на образование,общественные отношения, связанные с образовательными отношениями. В образовательных отношениях участвуют обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, организации, осуществляющие образовательную деятельность, лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: