Технология проблемного обучения. Характеристика методов: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Типичные черты технологии проблемного обучения

Функции

1. Усвоение учениками системы знаний и способов умств- практической деятельности

2. Развитие познавательной самостоят. и творч. способ-й уч-ся

3. Формир. мышления школьников

Типы проблемных ситуаций

1 тип – учащиеся на могут ответить на проблемный вопрос (недостаток знаний).

2 тип – необходимость использования ранее усвоенных знаний в новых условиях

3 тип – имеется противоречие между теорет. возможным путем решения задачи и практич. неосуществимостью выбранного способа

4 тип – противоречие м\д практически достигнутым рез-м выполнения учеб. задания и отсут-ем у уч-ся знаний для теоретич. обоснования.

Способы создания проблемных ситуаций

1. Побуждение у учащ. к теоретич. объяснению явлений, и внешних несоответствий между ними, что вызывает поисковую деятельность у учеников и приводит к актив. усв. новых знаний.

2. Использ. учеб. или жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практич. заданий в школе или дома. Возникает при попытке достигнуть самос-но поставленных целей.

3. Расстановка учеб. проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практич. решения. Пример – любая исслед. работа.

4. Возникновение противоречий между жизнен. явл. и науч. понятиями об этих фактах

5. Выдвижение гипотез, формулир. выводов и их практич проверка

6. Ознакомление учащихся с фактами, как будто носящими необъяснимый характер и приведенными в науке к постановке проблемы (черные дыры)

7. Переформулировка вопроса (решить задачу др. способом)

При пробл. обуч. использ. методы, предложенные М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером.

1. Объясн- иллюст-й 2. Репродуктивные 3. Проблемные 4. Частично- поисковый 5. Исследовательский.

Бинарные методы: 1. Информ – репродуктивный 2. Информ. – эвристический

При проблемном обучении методы представляют собой органические сочетание общих и бинарных методов. В целом можно поговорить о 6 дидактич. методах организац. процесса проблем. обучения, представляющих собой 3 способа изложения учеб. мат-ла учителем и 3 способа организации им самост. учеб. деят. учащихся:

1. Монологический 2. Рассуждающий 3. Диалогический 4. Эвристический 5. Исследовательский 6. Метод программированных заданий

15.Проблема активных методов и форм обучения. Игровая модель учебно-познавательной деятельности, психолого-педагогические возможности дидактических игр, варианты их классификации. Педагогические требования к использованию дидактической игры в учебном процессе. Использование дидактических игр в различных УМК для начальной школы.

Выделяют 3 уровня активности:

• Активность воспроизведения — характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

• Творческая активность — предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активным методом обучения является применение дидактических игр. Иногда игры соотносят с материалом:

1.Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.)

2.Настольно—печатные игры, основаны на принципе наглядности, даётся изображение предмета.

3. Словесные игры наиболее сложны, дети должны оперировать представлениями. Они имеют большое значение для развития мышления ребёнка, учатся высказывать, делать выводы и умозаключения.

Можно группировать игры и так:

1)Игры-путешествия вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета. Цель: усилить впечатление, придать сказочную необычность. Они развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

2)Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

3)Игры-предположения. “Что было бы…?” или “Что бы я сделал…?” и др. перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

4) Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенность- логическая задача для активизации умственной деятельности ребенка.. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

5) Игры-беседы (диалоги). основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детейВсё это характеризует активный поиск решения задачи.

16.Формы организации обучения, их многообразие и творческое применение. Развитие организационных форм обучения в истории педагогики: индивидуальной, классно-урочной, белль-ланкастерской, Дальтон-план, мангеймской системах обучения.

Формы обучения– это упорядочение педагогом системы учебно-педагогического процесса. особенности организации системы обучения выделяют: индивидуально организованное обучение, индивидуально-групповое обучение, классно-урочное обучение, белл-ланкастерское (старшеклассники учат младших), маннгеймовское (занятия по группам, обладающим разными способностями к обучению), дальтон-план (система обучения по индивидуальным программам).

дальтон-план

Метод предложен Хелен Паркхёрст

. назван так потому что был впервые испробован в школе в городке Дальтон.

Обучение по Дальтон-плану основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Три основных элемента: «дом», задания и лаборатория.

«Дом» это основное место ученика в школе. В нем присутствует «домашний советник», выполняющий роль дополнительного родителя, координирует работу ученика с учителями-предметниками. В некоторых дальтон-школах в «доме» собираются ученики разных возрастов, тем самым моделируется реальное человеческое общество. Но «Дом» может соответствовать и обычному учебному классу, а домашний советник — классному руководителю.

Задания даются для выполнения за определенный срок. Обычно даются месячные задания подразделяющиеся на недельные.

Лаборатория — личные консультации учителей-предметников к которым обращаются ученики по выполнению своего задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: