Римские граждане не имели права присваивать все те вещи, которые по своим естественным свойствам были способны удовлетворять их потребности. Многие такие вещи были предназначены для удовлетворения потребностей римского государства и римского культа. Кроме того, существовали и вещи, которые не могли быть предметом частного присвоения, потому что были предназначены для общего употребления гражданами. На основании этого в римском праве появилось деление на вещи, подлежащие частному присвоению, и вещи, такому присвоению не подлежащие.
Вещами, не подлежащими частному присвоению согласно предписаниям божественного права (res extra patrimonium divini juris), были res sacrae и вещи, посвященные высшим богам. В эту группу входили храмы, культовые предметы и весь остальной храмовый инвентарь. Для того, чтобы получить свойство вещи, посвященной богам, требовалось специальное освящение со стороны комиций или сената. В группу res extra patrimonium divini входили и res religiosae и res sanctae. Res religiosae были вещи, посвященные божественным предкам (лары и пенаты). Свойство вещи, посвященной божественным предкам, достигалось специальным распоряжением хозяина вещи или определенным религиозным действием, как, например, перенесением и захоронением мертвых на собственной земле. Res sanctae, или вещи, предназначенные для обороны города (городские стены и городские ворота), хотя и не входили в понятие вещей, посвященных богам, в известном смысле были уравнены с ними. (200) Вещами, не подлежащими частному присвоению согласно предписаниям человеческого права (res extra patrimonium humani juris), были: res publicae, res universitatis и res communes omnium. Res publicae были вещи, необходимые и для функционирования государства и для развития общественной жизни граждан: общественные реки (flumina), общественные дороги (vitae consulares и praetoriae), пристани (portus), общественная почта (cursus publicus), общественные площади, общественные парки, общественные бани, стадионы и т. д. Все эти вещи были собственностью римского государства. (201) Res universitatis были, в основном, теми же, что и res publicae, и служили для выполнения основных задач разных самоуправляющихся единиц (civitates, municipia, coloniae, метрокмии). Для этих вещей существовал особый правовой режим, и они находились в собственности самоуправляющихся органов. Res communes omnium (вещи, общие для всех людей) были вещи, которые по своей сути или по количеству существования в природе были непригодны для присвоения. Содержание этой группы вещей изменялось в ходе истории. (202) В классическом и постклассическом праве вещами, общими для всех, были: воздух (аеr), вода, которая течет (aqua profluens), море (mare) и морской берег (litora maris) до границы наивысшего зимнего прилива.
|
|
Все другие вещи, согласно римским предписаниям, были res in patrimonio, или вещами, подлежащими частному присвоению (res privatae). Вещи, подлежащие частному присвоению (res in patrimonio и res privatae), делились не несколько групп в зависимости от того, имели ли они в данный момент хозяина, и от того, выбросил их хозяин или потерял. Вещи, имеющие хозяина в данный момент и, как правило, находящиеся в его владении, назывались res in bonis. Вещи, которые хозяин выбросил без желания и далее удерживать их как свои, назывались res derelictae (оставленные вещи). Вещи, которые хозяин и дальше желал удерживать как свои, но утратил их, потому что потерял, или потому что они у него были противоправно отняты, назывались res deperditae (потерянные вещи), или res vi, или clam possessae (вещи, отнятые силой или тайком). Кроме того, в группу res in patrimonio входили и вещи, которые могли быть предметом присвоения, но еще не являлись ничьей собственностью (дикие животные, птицы, рыбы, драгоценные камни) или имели когда-то хозяина, память о котором давно исчезла. Эти вещи назывались ничьи, или res nullus. (203)
|
|