Модульная программа к главе15

«Правовые процедуры административно-публичной деятельности»

Основные аспекты Административно-правовыепроцедуры Административный процесс  
  Понятие Основные признаки Критерии для классификации Виды Понятие Основные признаки Критерии для классификации Виды  
  Содержание (краткая характеристика)                
                                   
Структура Административно-регулятивного процесса  
  Правопредоставительное производство Лицензионно-разреши­тельное производство Регистраионное производство Удостоверительное производство Экзаменационное производствое Конкурсное производство Поощрительное производство Производство по возложению специальных публично-правовых обязанностей  
  Понятие (краткая характеристика)              
                                   
Структура Административно-охранительного процесса  
  Административно-наблюдательное (контрольное, надзорное) производство Производство по применению мер административного принуждения, не связанных с привлечением к адм. ответственности Производство по делам об административных правонарушениях Административно- арбитражное производство  
  Понятие (краткая характеристика)        
                     

Изучив содержание главы, систематизируйте усвоенную информацию по алгоритму определенному в модульной таблице с незаполненными клетками-файлами:

· заполните каждый файл ключевыми словами, ответив на вопросы, дайте соответствующие определения;

· дополните каждое ключевое слово ответами на вопрос и таким образом получите набор тезисов;

· в заполненной вами таблице проведите сравнения, сопоставления тезисов по вертикали и по горизонтали, сделайте выводы;

· рассмотрите полученные тезисы по степени их актуальности и практической значимости для вас;

· выбранные тезисы следует выстроить так, чтобы получить «индивидуальную траекторию» продвижения по предложенному содержанию;

· с каждым модулем вашей траектории поработайте в логике: дополнения, уточнения, критики;

· проведите анализ (деление) наиболее интересных и значимых для вас модулей, представьте их в виде новых таблиц, т.е. повторите предложенный алгоритм, и т.д.

Зафиксируйте полученный результат собственной учебной деятельности:

· определите, что усвоено вами из ранее известной информации (репродуктивное содержание);

· сформулируйте собственные мысли по поводу полученных знаний (продуктивное содержание);

· установите, что для вас наиболее интересно и значимо;

· укажите, какими методами работы с информацией вы овладели;

· решите, довольны ли вы собственным результатом.

Такая работа является основой модульного обучения и считается продуктивной, направленной на развитие логического мышления, способствующий приобретению знаний и профессиональной компетенции.


Глава 16

Производство по делам
об административных правонарушениях

16.1. Понятие и задачи производства
по делам об административных
правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормативного определения термина «производство по делам об административных правонарушениях». Но если исходить из характеризующих его признаков, то под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность судей, органов и должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также применению к виновным мер административной ответственности, осуществляемую в особом административно-процессуальном порядке в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст. 24.1 КоАП РФ сформулированы задачи, определяющие значение и содержание производства по делам об административных правонарушениях. Их сущность сводится к выяснению обстоятельств дела, его разрешению в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, выявлению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Выяснение обстоятельств каждого дела должно быть всесторонним, полным, объективным и своевременным.

1. Всесторонность и полнота предполагают выявление всех признаков административного правонарушения, которые имеют существенное значение для вынесения постановления по делу. О полном и всестороннем исследовании речь может идти лишь в том случае, если изучены все обстоятельства по делу, а также собраны и процессуально закреплены необходимые доказательства, подтверждающие факт административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Решая первую задачу, юрисдикционный орган должен установить сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наличие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, а также исключающих данное производство.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, подразделяются на две группы.

Первую группу составляют обстоятельства, которые исключают административную ответственность. К ним законодатель отнес отсутствие события или состава административного правонарушения, а также действия лица в состоянии крайней необходимости.

Вторую группу составляют обстоятельства, при которых имеется факт противоправного деяния, однако лицо, его совершившее, в силу ряда причин освобождается от административной ответственности. Такими обстоятельствами могут служить: издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Требование объективности при выяснении обстоятельств дела направлено на недопущение одностороннего подхода к оценке факта правонарушения. Объективность в производстве по делам об административных правонарушениях есть не что иное, как соответствие реальной действительности, беспристрастность, непредвзятость при его осуществлении.

Существуют различные правовые механизмы для обеспечения справедливости и беспристрастности судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях относит административную ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении; надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ, исполнением законодательства; самоотвод или отвод судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, если в деле присутствуют их интересы (прямые или косвенные), а также в иных ситуациях, где их участие могло бы поставить под сомнение объективность рассмотрения дела; возможность отмены постановления и возвращение дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

3. Своевременность рассмотрения дел об административных правонарушениях предполагает соблюдение сроков, установленных в общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Их закрепление призвано способствовать вынесению постановления в кратчайшее время, максимально приближенное к моменту совершения противоправного деяния.

Важной задачей производства является разрешение дела в соответствии с законом. Соблюдение закона — обязательное условие обеспечения правопорядка, охраны общественных интересов, прав граждан и организаций.

За исполнением данной задачи осуществляется прокурорский надзор, сущность которого сводится к деятельности прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов юрисдикционными органами. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ, точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Указанное исключение обусловлено той особой, самостоятельной ролью, которая отведена судам в системе органов государственной власти.

В производстве по делам об административных правонарушениях прокуратура преследует цель обеспечить средствами прокурорского надзора: верховенство законов на всей территории Российской Федерации; недопущение нарушений конституционных прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу данного производства; защиту законных интересов общества и государства от противоправных посягательств.

Органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях, принимают меры к выявлению и устранению нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, а также привлекают виновных к ответственности. Своим участием в производстве по делу об административном правонарушении органы прокуратуры призваны содействовать правильному, в соответствии с законом, разрешению дела. Осуществляя надзор за соблюдением законности, они принимают меры к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Задача по обеспечению исполнения вынесенного постановления тесно связана с неотвратимостью воздействия государства к правонарушителю. Ее игнорирование на практике может привести к невозможности осуществления эффективной борьбы с правонарушениями. Среди мер, обеспечивающих фактическое исполнение вынесенного постановления, можно выделить учет юрисдикционным органом имущественной и финансовой возможности правонарушителя исполнить назначенное наказание, наличие специальных органов, исполняющих конкретный вид наказания, установление административной ответственности за уклонение от исполнения наказания и др.

Осуществление производства по делам об административных правонарушениях не может ограничиваться лишь борьбой с уже совершенными правонарушениями. Большое значение должно придаваться их предупреждению. Поэтому при рассмотрении дел судьи, органы и должностные лица обязаны принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Установленные причины и условия служат достаточным основанием для вынесения обоснованного представления соответствующим организациям и должностным лицам об их устранении. В случае непринятия мер должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

В интересах выполнения задач производства КоАП РФ устанавливает язык, на котором оно осуществляется. Таковым является русский язык. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, производство может вестись на их государственных языках. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

В то же время КоАП РФ предусматривает гарантии для лиц, участвующих в производстве по делу и не владеющих языком, на котором оно ведется. Одной из них является право выступать на родном языке. Лицу, не владеющему языком, должно быть обеспечено реальное право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на его родном языке. Кроме того, оно может выступать на любом другом языке, которым владеет. При этом владение языком прежде всего предполагает возможность свободно изъясняться на этом языке.

Другой гарантией является обеспечение права пользоваться услугами переводчика. Это означает, что, во-первых, лицу, не владеющему языком, должен быть обеспечен не только устный перевод всех материалов дела, но и письменный перевод документов, которые должны быть вручены участникам производства; во-вторых, переводчик должен участвовать на протяжении всего производства, а не только на его отдельных стадиях и этапах; в-третьих, осуществлять перевод должен человек, не только знающий соответствующие языки или владеющий навыками сурдоперевода, но и не заинтересованный в исходе дела.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, может являться основанием для обжалования принятого по делу об административном правонарушении постановления.

Язык, на котором ведется производство, не следует понимать лишь как язык, на котором дело должно рассматриваться. Без всякого сомнения, для начальных стадий производства (возбуждение дела, административное расследование) вопрос о языке также имеет весьма существенное значение.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, что способствует осуществлению общественного контроля за надлежащим исполнением обязанностей и соблюдением законодательства судьями, органами и должностными лицами, осуществляющими производство по делам об административных правонарушениях, а также иными лицами, участвующими в производстве по делу. Открытость предполагает обязательное оглашение всех решений, принятых как в результате рассмотрения дела, так и в процессе его рассмотрения.

Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях означает, что оно осуществляется публично. Граждане, проявившие интерес к делу, имеют право свободно находиться при его рассмотрении, а также освещать ход и результаты дела в средствах массовой информации. В то же время КоАП РФ предусматривает ряд обстоятельств, когда дело об административном правонарушении может рассматриваться в закрытом режиме. Причем законодатель перечисляет не категории дел, а лишь причины, по которым принимается решение о закрытом рассмотрении того или иного дела. Речь идет о необходимости защиты государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких; защиты чести и достоинства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких.

Решение о закрытом рассмотрении дела может быть принято только судьей, органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении. Решение выносится путем мотивированного определения.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, которые подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом или должностным лицом, в чьем производстве находится данное дело. Таким правом обладают: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законный представитель, защитник, представитель, эксперт, прокурор. Данные лица вправе заявлять различные ходатайства — о прекращении производства по делу об административном правонарушении, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении дополнительной или повторной экспертизы, о производстве других процессуальных действий, о переносе даты рассмотрения дела и др.

Ходатайство представляет собой официальную просьбу участника производства о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенную к судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится данное дело. КоАП РФ предусмотрена только письменная форма заявления ходатайства. Все ходатайства в обязательном порядке приобщаются к делу об административном правонарушении.

Заявленное ходатайство подлежит немедленному рассмотрению. Если обстоятельства, о которых указано в ходатайстве, имеют значение для дела, то ходатайство подлежит удовлетворению. В то же время в случае, если судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие ходатайство, не обнаружат оснований для его удовлетворения, они должны сообщить о своем решении в виде определения тому лицу, от которого поступило ходатайство, с указанием мотивов отказа. Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает его заявителя права подать такое же ходатайство в дальнейшем. Кроме того, лицо, заявившее ходатайство, может обжаловать определение об отказе в его удовлетворении.

КоАП предусматривает ряд обстоятельств, при выявлении хотя бы одного из которых производство по делу об административных правонарушении подлежит прекращению либо вообще не может быть начато.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, подразделяются на две группы:

1) исключающие административную ответственность, к которым относятся: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения; действия лица в соответствии крайней необходимости.

2)те, при которых имеется факт противоправного деяния, однако лицо, его совершившее, в силу ряда причин освобождается от административной ответственности; такими обстоятельствами могут служить: издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

16.2. Участники производства по делам
об административных правонарушениях

В производстве по делам об административных правонарушениях участвует широкий круг лиц, которые могут быть распределены по трем группам. Первую группу составляют лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении, — это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший. Ко второй группе отнесены лица, защищающие или представляющие интересы других лиц, а именно: законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель. В третью группу включены лица, выполняющие разнообразные процессуальные функции, — это свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.

Лицом, в отношении которого ведется производство, следует признавать лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Таковым может быть физическое, должностное или юридическое лицо.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является обязательным его участником. Участие может осуществляться в двух формах: очное и заочное. Безусловно, присутствие данного лица способствует более полному исследованию всех обстоятельств дела, а также позволяет ему лично защищать свои интересы. Вместе с тем КоАП РФ допускает заочное участие указанного лица в том случае, если имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. Кроме того, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, при рассмотрении других категорий дел, в связи с чем существует возможность привода данного лица. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Для защиты своих законных интересов лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наделяется процессуальными правами, прежде всего правом знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. В то же время данный перечень прав не является исчерпывающим. Лицо, в отношении которого ведется производство, имеет также право:

· ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта;

· отказаться от подписания протоколов, составляемых в порядке производства по делам об административных правонарушениях;

· ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны быть приложены к протоколу;

· отказаться от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения;

· обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;

· защищать свои интересы любыми средствами и способами, не противоречащими закону.

Потерпевшим от административного правонарушения может признаваться как физическое, так и юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Лицо может быть признано потерпевшим должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, на стадии возбуждения дела, либо судьей, органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Юридическим фактом, с которым связано вступление потерпевшего в административно-процессуальные отношения, является факт причинения ему физического, имущественного или морального вреда. Физический вред выражается в причинении вреда здоровью, имущественный — в причинении материального ущерба путем хищения, повреждения или уничтожения принадлежащего потерпевшему имущества, моральный — в нравственных или душевных переживаниях лица в связи с противоправными действиями.

Потерпевший, как лицо, заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, а также пользоваться иными процессуальными правами.

При причинении потерпевшему материального ущерба он вправе предъявить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, гражданский иск.

Свои процессуальные права лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший могут реализовать самостоятельно, через представителя или совместно с представителем. Законодательство об административных правонарушениях предусматривает два вида представительства в производстве по делам об административных правонарушениях:

· представительство в силу закона (законное представительство);

· представительство по соглашению сторон (договорное представительство).

Защита прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего является главным предназначением их законных представителей. КоАП РФ отдельно выделяет законных представителей физического лица и законных представителей юридического лица.

Законные представители физического лица — а ими могут быть только родители, усыновители, опекуны и попечители — защищают права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель либо иные лица, признанные в соответствии с законодательством или учредительными документами органом юридического лица. Законодательство не ограничивает круг лиц — представителей юридического лица. Единственное требование — это наличие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела от имени юридического лица.

В Российской Федерации каждый вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь, которая гарантирована ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Для ее получения лицо может обратиться в юридическую консультацию, в юридическую фирму либо бюро, имеющие соответствующее разрешение на оказание правовых услуг. Для оказания юридической помощи сторонам в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать не только представитель, но и защитник. КоАП РФ не содержит определений данных участников производства, однако из его анализа вытекает, что таковыми следует считать:

· защитника — это адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

· представителя — это адвокат или иное лицо, оказывающее в производстве по делу об административном правонарушении юридическую помощь потерпевшему.

Моментом, с которого защитник и представитель допускаются к участию в производстве, является составление протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица защитник допускается с момента его задержания.

С момента допуска к участию в производстве по делу об административном правонарушении защитник и представитель имеют право:

· знакомиться со всеми материалами дела, в том числе с протоколом административного задержания и другими протоколами процессуальных действий, произведенных с участием подзащитного;

· участвовать в рассмотрении дела;

· представлять доказательства;

· заявлять ходатайства и отводы;

· обжаловать применение мер обеспечения производства по делу;

· обжаловать постановление по делу;

· пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Кроме того, защитник вправе иметь с лицом, подвергнутым административному задержанию, свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности.

В качестве свидетеля в производстве по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Это могут быть: очевидцы правонарушения; лица, обнаружившие последствия противоправного деяния; лица, которые слышали, как происходило событие; потерпевшие; законные представители физического или юридического лица. Как свидетели могут быть опрошены сотрудники органов внутренних дел или другие лица, которые пресекли правонарушение, принимали участие в задержании правонарушителя и его доставлении.

КоАП РФ закрепляет три основные обязанности свидетеля:

1) явиться по вызову судьи, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать правдивые показания, т.е. сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы;

3) удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

За отказ или уклонение от исполнения обязанностей свидетель несет административную ответственность.

Одной из гарантий обеспечения законного и обоснованного разрешения дела об административном правонарушении служит участие в производстве по делу об административном правонарушении понятых.

Понятые привлекаются к производству процессуальных действий по собиранию и закреплению доказательств по делу, а также к производству процессуальных действий, затрагивающих права и законные интересы лица, в отношении которого ведется данное производство.

На понятых возлагается процессуальная обязанность удостоверить в протоколе своей подписью факт, содержание и результаты процессуальных действий, при проведении которых они присутствовали. Это, с одной стороны, обеспечивает соблюдение законности в производстве по делу и повышает достоверность составленного протокола, а с другой — позволяет судье, органу или должностному лицу, рассматривающим дело, проверить соответствие данных, зафиксированных в протоколе, обстоятельствам, имевшим место в действительности.

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица. Число понятых должно быть не менее двух. Нежелательно привлечение в качестве понятых сотрудников и работников органов внутренних дел, иных органов, в производстве которых находится или может впоследствии находиться дело об административном правонарушении.

Понятые вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол соответствующего действия.

В случае необходимости, т.е. при возникновении в процессе рассмотрения дела сомнений относительно полноты и правильности фиксации в протоколе хода, содержания и результатов действий, понятые могут быть опрошены в качестве свидетелей по поводу того, что действительно имело место в ходе процессуального действия, произведенного с их участием.

В современной правоприменительной практике возрастает роль новейших технологий в процессе доказывания и установления объективной истины, поэтому особое значение приобретают специальные познания в самых различных отраслях. В этой связи для участия в производстве по делу об административном правонарушении может привлекаться специалист, которым может быть любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетние лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Предметом применения специальных познаний и технических средств могут выступать обстановка места происшествия, социально-психологические характеристики личности правонарушителя и иные обстоятельства.

Специалист обязан: явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий; удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

Специалист вправе: знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.

Заявления и замечания подлежат занесению в протокол. Специалист имеет право на возмещение расходов, понесенных им в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Требование органа, судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, о вызове специалиста подлежит исполнению. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, специалист несет административную ответственность.

Участие лица в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этому же делу как свидетеля.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Эксперт в отличие от специалиста имеет дело с уже собранными доказательствами. Им может быть как работник экспертного учреждения, так и иное сведущее лицо, привлекаемое к выполнению роли эксперта в разовом порядке. Правовое положение эксперта в производстве по делам об административных правонарушениях во многом тожественно правовому статусу аналогичной фигуры в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Главная обязанность эксперта — дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Заключение дается в письменной форме от своего имени, где должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, а также даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и выводы.

Осуществление процессуальных прав эксперта связано с поставленными перед ним вопросами. Эксперт, насколько это необходимо для дачи заключения, вправе: знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законным представителям, потерпевшему и свидетелям; указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, установленные при проведении экспертизы; отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи квалифицированного заключения.

Как участник производства по делу об административном правонарушении, эксперт несет административную ответственность за дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ или уклонение от исполнения своих процессуальных обязанностей.

Лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право знакомиться с материалами дела, участвовать в производстве через переводчика и выступать на родном языке или на любом свободно избранном ими языке общения. Участие переводчика дает возможность лицам, пользующимся его услугами, активно участвовать в производстве по делу об административном правонарушении, защищать свои права и законные интересы.

Переводчик другой функции в производстве по делу, кроме как перевод, выполнять не должен. Недопустимо объединение в одном лице функции переводчика и лица, ведущего производство по делу, адвоката, эксперта, свидетеля и т.п. Участие в деле переводчика фиксируется в протоколе. К лицу, назначаемому переводчиком, предъявляются следующие требования: возраст не моложе 18 лет; незаинтересованность в исходе дела; владение языком, на котором ведется производство, или навыками сурдоперевода.

Назначенный судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и выполнить полно и точно порученный ему перевод, удостоверив верность перевода своей подписью.

Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода. Помимо этого отказ переводчика от подписи должен расцениваться как уклонение от выполнения порученных ему функций со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, а также государственных и общественных интересов на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении может участвовать прокурор.

В производстве по делу об административном правонарушении прокурор выступает самостоятельно, независимо от остальных участников. Его заинтересованность носит процессуально-правовой характер, он выступает от своего имени в защиту интересов любого из участников производства, права которого необоснованно ущемлены. Участвуя в производстве по делам об административных правонарушениях, прокурор вправе: требовать от должностных лиц представления для рассмотрения необходимых документов, материалов и иных сведений; вызывать граждан и должностных лиц в прокуратуру и требовать от них объяснений по фактам нарушений законодательства; возбуждать производство по делу об административном правонарушении; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; заявлять ходатайства; давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Законодательство предусматривает ряд обстоятельств, исключающих возможность участия отдельных лиц в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика. Вопрос об их допуске решается тем судьей, органом или должностным лицом, в производстве которых находится дело. Так, к участию в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

К участию в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица, если они либо состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, либо ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, либо лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного дела.

Вопрос об отстранении указанных лиц решается двумя способами: самоотвод и отвод, заявляемыми в устной или письменной форме судье, органу, должностному лицу, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, которые, рассмотрев заявление, выносят определение о его удовлетворении либо об отказе в удовлетворении.

16.3. Меры обеспечения производства
по делам об административных
правонарушениях

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях признаются меры административно-принудитель­ного характера, применяемые уполномоченными на то субъектами к лицам, в отношении которых осуществляется производство по делу, а также иным участникам производства. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ указанные меры применяются в целях:

· пресечения административного правонарушения;

· установления личности нарушителя;

· составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

· обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, являясь разновидностью мер административно-правового принуждения, имеют общие черты с административно-пре­дупредительными, административно-пресекательными мерами и мерами административного наказания. В то же время данная группа мер обладает своими специфическими признаками, среди которых выделяются следующие:

· они применяются только при наличии административного правонарушения, при этом их применение возможно как в процессе совершения административного правонарушения, так и после его совершения;

· они регламентируются только на законодательном уровне, регулирование подзаконными нормативными правовыми актами возможно лишь в части порядка применения конкретных из установленных в главе 27 КоАП РФ мер;

· применение данной группы мер имеет основной задачей обеспечение нормального хода производства по делам об административных правонарушениях.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут применяться на любой стадии производства, а составление первого протокола о применении этих мер является актом возбуждения дела об административном правонарушении. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении за рамками процессуальных сроков, отведенных законодателем на его осуществление, недопустимо.

В связи с тем что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связаны с непосредственным ограничением прав и свобод человека и гражданина, их применение возможно только уполномоченными должностными лица в соответствии с их компетенцией, установленной законом.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченные должностные лица в пределах своих полномочий вправе применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

4) личный досмотр;

5) досмотр транспортного средства;

6) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

7) изъятие вещей и документов;

8) отстранение от управления транспортным средством;

9) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

10) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

11) задержание транспортного средства;

12) запрещение эксплуатации транспортного средства;

13) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

14) привод;

15) временный запрет деятельности.

Условно установленные КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут быть подразделены на следующие группы:

· применяемые непосредственно к личности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу (доставление, административное задержание, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и т.п.);

· имущественного характера (изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей и т.п.);

· технического характера (запрещение эксплуатации транспортного средства, временный запрет деятельности).

По своему юридическому содержанию данная группа мер административного принуждения может быть подразделена на следующие виды:

· обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание, привод);

· направленные на получение доказательств (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

· направленные на обеспечение исполнения будущего административного наказания (изъятия водительского удостоверения — для исполнения административного наказания в виде лишения специального права; временный запрет деятельности — для административного приостановления деятельности).

Кроме того, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях можно подразделить и таким образом:

· применяемые только к физическим лицам и непосредственно ограничивающие их личные права и свободы;

· применяемые только к юридическим лицам;

· смешанного характера.

Основания и порядок применения каждой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях детально урегулированы в главе 27 КоАП РФ. В общих чертах их существо сводится к следующему.

1. Доставление является принудительным препровождением физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Оно осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление не может осуществляться, если на месте совершения административного правонарушения имеется возможность для установления личности физического лица, обстоятельств происшествия, возможность составить протокол об административном правонарушении, либо применить административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Реализацию такой меры принуждения, как доставление, осуществляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (милиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Время, необходимое для доставления нарушителя, конкретно не определено, однако в соответствии с ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Не подлежат доставлению в служебные помещения органов внутренних дел обнаруженные на улицах и в других общественных местах лица, находящихся в бессознательном состоянии, а также с явно выраженным тяжелым состоянием здоровья. В таких случаях на место обнаружения вызывается скорая медицинская помощь.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Доставление выполняет обеспечительную функцию для дальнейшего возможного административного задержания.

2. Административное задержание граждан применяется в связи с совершением административного правонарушения и состоит в кратковременном ограничении свободы правонарушителя путем его помещения и содержания в специально охраняемом помещении милиции — комнате для задержанных.

Основания и порядок административного задержания граждан урегулированы КоАП РФ (ст. 27.3—27.6), Законом «О милиции» (ст. 11), а также другими нормативными правовыми актами (например, Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»).

Административное задержание применяется в исключительных случаях, поэтому его срок не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения физическое лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Кроме того, на срок не более 48 часов может быть подвергнуто административному задержанию лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокол, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Применение административного задержания возможно не ко всем категориям лиц, совершивших административные правонарушения. Оно не применяет в отношении:

1) иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом;

2) депутатов всех звеньев представительной власти на соответствующей территории;

3) судей;

4) прокуроров и некоторых иных категорий лиц.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и инициалы лица, составившего протокол; сведения о задержанном лице; время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. Если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.

3. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице представляют собой обследование вещей, проводимое в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения должностными лицами, указанными в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола, при этом доступ иных лиц в помещение, где производится личный досмотр, должен быть ограничен. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами также в присутствии двух понятых.

Личному досмотру, досмотру вещей должно предшествовать предложение лицу, в отношении которого имеются данные о совершении им административного правонарушения, предъявить документы, подтверждающие его личность, а также документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

4. Досмотр транспортных средств означает его обследование без нарушения конструктивной целостности.

Данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет такие же цели и круг уполномоченных субъектов, имеющих право на ее осуществление, как и для досмотра. Досмотр может проводиться также лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание в пределах их компетенции. Так, сотрудники милиции могут осуществлять досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Факт и результаты досмотра транспортного средства фиксируются в протоколе. При этом может составляться как самостоятельный, специальный протокол, так и допускается фиксация необходимых сведений путем внесения соответствующей записи в протокол об административном задержании.

5. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов представляетсобой непосредственное изучение лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, при участии понятых участков местности, помещений, отдельных предметов и иных объектов в целях пресечения правонарушения, обнаружения предметов и орудий совершения правонарушения, установления иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Основанием для применения осмотра является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, налогообложения и иных сферах функционирования субъектов, имеющих специальный статус — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

При необходимости во время осмотра может осуществляться фото- и киносъемка, видеозапись, а также иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением указанных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Изъятие вещей и документов заключается в принудительном лишении возможности владения (пользования, распоряжения) лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, определенной вещью, предметом или документом, которые явились орудием или предметом совершения административного правонарушения.

Предметы, вещи, документы могут изыматься не только у лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, но и у иных лиц — свидетелей, потерпевших, законных представителей несовершеннолетних и юридических лиц, у которых они находятся.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

7. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида заключается в запрещении лицу осуществлять какие-либо действия, в результате которых транспортное средство может быть приведено в движение. Оно применяется как в отношении водителей (лиц, имеющих право на управление соответствующим транспортным средством), так и других лиц (вообще не имеющих водительского удостоверения либо лишенных права на управление транспортным средством). Основаниями для отстранения лица от управления транспортным средством являются наличие данных о том, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также факты совершения им административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Целью применения данной меры обеспечения является не запрещение его эксплуатации, а недопущение управления им конкретным лицом. Лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Поэтому в этих случаях есть возможность дальнейшего управления этим транспортным средством другим лицом при наличии водительского удостоверения, доверенности на право управления этим транспортным средством и отсутствии обстоятельств, при которых эксплуатация транспортных средств запрещается.

8. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, введенное 1 июля 2008 г.,применяется непосредственно должностными лицами Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, а также должностными лицами военной автомобильной инспекции к лицам, управляющим транспортными средствами, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. По результатам освидетельствования соответствующим должностным лицом составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, копия которого вручается лицу, в отношении которого оно проводилось. Порядок такого освидетельствования устанавливается Правительством РФ.

В случае отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо в случае его несогласия с результатами такого освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

9. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения распространяется на управляющих транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. Оно проводится в медицинском учреждении на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, которых составляется в двух экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения. Копия акта медицинского освидетельствования вручается лицу, в отношении которого оно проводилось (введено с 1 июля 2008 г.).

Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

10. Задержание транспортного средства означает временное принудительное прекращение уполномоченным должностным лицом использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку — специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.

При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.21—1, ч. 1 ст. 12.21—2 КоАП РФ, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств (введено в действие с 1 июля 2008 г.).

В том случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо уполномоченным должностным лицом ГИБДД МВД России или военной автомобильной инспекции в близлежащее место, где не будет создавать указанных препятствий с последующей блокировкой (введено с 1 июля 2008 г.).

Транспортное средство задерживается до устранения причины задержания (до вытрезвления водителя, устранения неисправностей и т.д.).

Перечень оснований для применения данной меры обеспечения производства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: