План
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Каков предмет и структура философского знания? Назовите его основные разделы…………………………………………………………………………….4
3. Каковы основные положения учений о социальном прогрессе в философии Просвещения? Подтвердилась ли просветительская трактовка социального прогресса в XX в………………………………………………………………….6
4. Какие концепции пространства и времени Вам известны?............................9
5. Какие точки зрения на природу идеального существуют в современной философской литературе?....................................................................................11
6. Каково соотношение абсолютного и относительного моментов в истинном знании?...................................................................................................................13
7. Что представляют собой социальные институты? Какую роль они играют в жизни общества?....................................................................................................15
8. Какой период в истории человечества К. Ясперс назвал “осевым временем”? Как он объясняет причины осевого времени?.........................................16
|
|
9. Почему люди, живущие в одном социуме, ведут себя по-разному?............18
10. В чём состоят главные особенности религиозного сознания, характерные для любой религии?...............................................................................................21
11. Возможно ли предсказать будущее человечества? Могут ли “сценарии” будущего быть научными?...................................................................................23
12. Заключение…………………………………………………………………...28
13. Библиографический список…………………………………………………30
Введение
Задача:
- выполнить контрольно-проверочную работу, состоящую из де-
сяти заданий, которые охватывают большую часть учебного
материала курса, а именно:
1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества.
2. Исторические типы философии.
3. Философское понимание мира и его развития (онтология и
диалектика).
4. Проблема сознания в философии.
5. Философские проблемы познания (гносеология).
6. Социальная философия.
7. Жизнь общества как исторический процесс.
8. Философская антропология.
9. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).
10. Проблемы и перспективы современного человечества.
Цель:
- ответить на вопросы контрольно-проверочной работы, учиты-
вая списки литературы, указанные после каждого задания;
- раскрыть суть каждого вопроса, используя основные понятия
заданной темы;
Каков предмет и структура философского знания? Назовите его основные разделы.
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине.
Содержание предмета философии формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах существования философии оно включало в себя всю совокупность знаний о природе, космосе и человеке. Первую попытку выделить философию в особую область теоретического знания сделал древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Философия, по его мнению, – это знание, лишённое чувственной конкретности, знание «о причинах и начале», «о сущности», «о сущем как таковом вообще». Радикальные изменения в определении предмета философии обозначились в конце XVI – начале XVII столетия, когда возникло экспериментальное естествознание, и начался процесс отпочкования от философии конкретных наук – сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, затем физики, химии, биологии и т.д. Но размежевание между философией и специальными науками в свою очередь способствовало формированию специфического предмета философии.
|
|
Определим специфику предмета философии:
1. Философия является знанием общего, отображает мир в понятиях и категориях, которые имеют предельно широкий уровень обобщения, таких как «закон», «бытие», «дух», «сознание», «причинность» и т.п.
2. В философии не существует однозначных и общепринятых положений. Именно поэтому философия является особым видом знания – это «софийное» знание, понимаемое как мудрость.[1]
3. Философия стремится логически обосновать свои положения, доказать их, выразить в теоретической форме. Философский взгляд на мир всегда субъективен, «небезразличен»: истины философии преломлены сквозь призму жизненных интересов и целей людей. Другими словами, философское мышление связано с целенаправленностью и формированием ценностей. Философия отвечает на вопрос: «для чего, с какой целью».
4. У философии нет эмпирических законов, методов познания, экспериментальных или же математических. Не владеет она и специфическими, конкретными средствами проверки вырабатываемых ею утверждений: философские проблемы, как правило, не имеют единых критериев решения.
5. Философия является формой рефлексии человека и направлена на изучение внутреннего опыта развития его духовности. Рефлексия – специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает с познанием. Предмет рефлексии – отношение внутреннего мира к внешнему. Философия, таким образом, – это систематизированная, рациональная рефлексия человека на отраже-
ние общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности. Философия является особым измерением человеческой духовности, для которого не свойственно оперирование законами.
Взвесив приведённые выше факты и аргументы можно сделать вывод, что философия – это своеобразная, особая форма человеческого миропонимания, форма, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Её предметом является мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект-объектного отношения, иначе говоря, отношения «человек – мир». Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему «человек – мир» в целом и состояние, в котором она находится.
Для структуры философского знания характерно выделение тех сфер реальности, опираясь на которые человек может эти ориентиры выделить, обозначить, исследовать. Соответственно с этими сферами формируются основные разделы философии (схема 1.1).
Основные Сферы
философские определяются реальности
дисциплины
Онтология Природа.
|
|
Философия природы Вселенная
Теория развития
Социология
Социальная философия
Философия истории Общество и его
Философия культуры история
Аксиология
Философская антропология
Антропософия Человек
Гнесеология
Логика
Этика
Эстетика
Философия религии Духовные
Философия права процессы
История философии
Философские проблемы
информатики
схема 1.1. Структура философского знания