Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в видепредставлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с однойстороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущербреальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; изнего оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания

вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рациональногопредстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мыслиследует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны

наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретноедело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютно-

му мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется

две ступени познания:

- чувственная

- логическая

В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания:

- сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется)

- рационализм (абсол-ция логической ступени познания)

Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное.

Формы чувственного познания:

- ощущение

- восприятие

- представление

Формы логического познания:

- понятие

- суждение

- умозаключение

Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики.

Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов.

Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.

Различают три вида умозаключений:

- индивидуальное (от частного к общему)

- дедуктивное (наоборот)

- традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)

Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувствен­ного и логического познания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: