Финансовые ресурсы предприятия - это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования.
Все источники средств предприятия условно можно разделить на две большие группы — собственные и заемные. Собственные источники включают:
• уставный капитал;
• фонды, накопленные предприятием в процессе деятельности (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль);
• прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, взносы и пожертвования).
Собственный капитал начинает формироваться в момент создания предприятия, когда образуется его уставный капитал. Формирование уставного капитала связано с особенностями организационно-правовых форм предприятий.
В процессе деятельности предприятие возмещает свои затраты, а после получает прибыль. Прибыль идет на формирование различных фондов предприятия (резервного фонда, фондов накопления, фондов социального развития, фондов потребления) либо образует единый фонд предприятия — нераспределенную прибыль.
|
|
Помимо фондов, сформированных за счет прибыли, составной частью собственного капитала предприятия является добавочный капитал, который по своему финансовому происхождению имеет разные источники формирования.
Предприятие не может покрыть свои потребности только за счет собственных источников. Таким образом, появляются заемные источники финансирования. Они могут быть получены путем взятия кредитов, а также выпуска облигаций и других ценных бумаг. Помимо этого, источником финансирования деятельности предприятия является кредиторская задолженность, т. е. отсрочка платежа, в результате которой денежные средства временно используются в хозяйственном обороте предприятия-должника.
Заемные средства для предприятия являются платным источником финансирования. Практика показывает, что их использование является более эффективным, чем собственных. Предприятия получают кредиты на условиях плановости, срочности, возвратности, целевого использования, под обеспечение.
Предприятия могут получать ресурсы путем выпуска облигаций. Облигации — это разновидность ценных бумаг, выпускаемых в качестве долговых обязательств. Облигации могут быть краткосрочными (на 1—3 года), среднесрочными (на 3—7 лет), долгосрочными (на 7—30 лет). В конце срока обращения они погашаются, т. е. владельцам выплачивается их номинальная стоимость. ликвидности баланса.
|
|
27.Особенности планирования производства в современных условиях.
Планирование — это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планирование производства на предприятии — это точное предвидение и программирование на текущий период и на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему месту. В плане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ.
План всегда устремлен вперед, в будущее. С его помощью по часам и датам, начиная с текущего момента и на перспективу, распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные).
Таким образом, план — это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором постадийно от начального этапа и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта.
«Формальное» планирование - подробная фиксация на бумаге всей схемы действий.
Неформальное планирование - все держится в уме.
Ключевая проблема планирования - адаптация - непрерывное приспособление предприятия к изменяющимся условиям.
Сегодня выделяют три принципа планирования: участия, непрерывности, холизма.
Сегодня выделяют три принципа планирования: участия, непрерывности, холизма.
1) Принцип участия - все подразделения предприятия составляют свой план. При свободе в выборе плана имеют ограничения: они не должны отрицательно влиять на работу других подразделений и требовать дополнительных ресурсов.
2) Принцип непрерывности - внесение уточнений в составленный план и его продление. Контроль, анализ состояния требуют внесения изменений, продиктованные жизнью (курс валюты, спрос, предложение на сырье, кризис и т.д.).
Непрерывность в планировании - это сочетание планирования различной продолжительности - текущего (операционного), среднесрочного (тактического), долгосрочного на 5-10 лет (стратегического).
Принцип холизма - состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация - необходимая взаимоувязка планов всех подразделений по времени и объемам; Интеграция - порядок, при котором планирование осуществляется независимо на каждом уровне.
В процессе планирования необходимо учитывать:
- цели, намеченные к реализации в планируемом периоде;
- цели за планируемым периодом;
- цели не достижимые, но к которым при реализации первых идет приближение.