Характеристика финансовых ресурсов предприятия

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные средства, фор­мируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате про­изводственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования.

Все источники средств предприятия условно можно разделить на две большие груп­пы — собственные и заемные. Собственные источники включают:

• уставный капитал;

• фонды, накопленные предприятием в процессе деятельности (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная при­быль);

• прочие взносы юридических и физических лиц (целевое фи­нансирование, взносы и пожертвования).

Собственный капитал начинает формироваться в момент созда­ния предприятия, когда образуется его уставный капитал. Форми­рование уставного капитала связано с особенностями организаци­онно-правовых форм предприятий.

В процессе деятельности предприятие возмещает свои затраты, а после получает прибыль. Прибыль идет на формирование различных фон­дов предприятия (резервного фонда, фондов накопления, фондов социального развития, фондов потребления) либо образует еди­ный фонд предприятия — нераспределенную прибыль.

Помимо фондов, сформированных за счет прибыли, составной частью собственного капитала предприятия является добавочный капитал, который по своему финансовому происхождению имеет разные источники формирования.

Предприятие не может покрыть свои потребности только за счет собственных источников. Таким образом, появляются заемные источники финансирования. Они могут быть по­лучены путем взятия кредитов, а также выпуска облигаций и других ценных бумаг. Помимо этого, источником финансирования деятель­ности предприятия является кредиторская задолженность, т. е. от­срочка платежа, в результате которой денежные средства временно используются в хозяйственном обороте предприятия-должника.

Заемные средства для предприятия являются платным источни­ком финансирования. Практика показывает, что их использование является более эффективным, чем собственных. Предприятия по­лучают кредиты на условиях плановости, срочности, возвратно­сти, целевого использования, под обеспечение.

Предприятия могут получать ресурсы путем выпуска облигаций. Облигации — это разновидность ценных бумаг, выпускаемых в ка­честве долговых обязательств. Облигации могут быть краткосроч­ными (на 1—3 года), среднесрочными (на 3—7 лет), долгосрочны­ми (на 7—30 лет). В конце срока обращения они погашаются, т. е. владельцам выплачивается их номинальная стоимость. ликвидности баланса.

27.Особенности планирования производства в современных условиях.

Планирование — это разработка и корректировка плана, включа­ющие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельно­сти хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспек­тиву.

Планирование производства на предприятии — это точное пред­видение и программирование на текущий период и на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по да­там четкое задание на выполнение конкретного вида и объема ра­бот и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему месту. В плане предусмотрена последовательность выпол­нения связанных между собой работ.

План всегда устремлен вперед, в будущее. С его помощью по часам и датам, начиная с текущего момента и на перспективу, распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, фи­нансовые и природные).

Таким образом, план — это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором постадийно от начального этапа и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта.

«Формальное» планирование - подробная фиксация на бумаге всей схемы действий.

Неформальное планирование - все держится в уме.

Ключевая проблема планирования - адаптация - непрерывное приспособление предприятия к изменяющимся условиям.

Сегодня выделяют три принципа планирования: участия, непрерывности, холизма.

Сегодня выделяют три принципа планирования: участия, непрерывности, холизма.

1) Принцип участия - все подразделения предприятия составляют свой план. При свободе в выборе плана имеют ограничения: они не должны отрицательно влиять на работу других подразделений и требовать дополнительных ресурсов.

2) Принцип непрерывности - внесение уточнений в составленный план и его продление. Контроль, анализ состояния требуют внесения изменений, продиктованные жизнью (курс валюты, спрос, предложение на сырье, кризис и т.д.).

Непрерывность в планировании - это сочетание планирования различной продолжительности - текущего (операционного), среднесрочного (тактического), долгосрочного на 5-10 лет (стратегического).

Принцип холизма - состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация - необходимая взаимоувязка планов всех подразделений по времени и объемам; Интеграция - порядок, при котором планирование осуществляется независимо на каждом уровне.

В процессе планирования необходимо учитывать:

- цели, намеченные к реализации в планируемом периоде;

- цели за планируемым периодом;

- цели не достижимые, но к которым при реализации первых идет приближение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: