Маркетинг – представляет собой процесс планирования и реализации замысла, ценообразования, продвижения и воплощения идей, товаров и услуг путем обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций.
Маркетинг необходим при след условиях:
- Насыщении рынка товарами, те. при превышении предложения над спросом («рынок покупателя»);
- Острой конкуренции, усилении борьбы за покупателя;
- Свободных рыночных отношениях, т.е. возможности без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и.т.д.;
-Полной самостоятельности предприятий.
При составлении плана маркетинга необходимо опираться на след. принципы;
1) Принцип «понимания потребителя», основанный на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры. Бизнес невозможен, если фирма ориентирована только на прибыль, а не на понимание потребителя и его потребностей.
2) Принцип «борьбы за потребителя (клиента)». Суть этого принципа - борьба за потребителя, а не сбыт товаров. Товары и услуги в данном случае являются лишь средством для достижения цели, а не самой целью.
|
|
3) Принцип «максимального приспособления производства к требованиям рынка» ставит производство товаров и оказание услуг в функциональную зависимость от запроса рынка и требует производить товары в ассортименте и объеме, необходимых для потребителя.
В план маркетинга, как правило, включается след. вопросы:
- Цели и стратегии маркетинга;
-Ценообразование;
- Схема распространения товаров;
- Методы стимулирования продаж (сбыта);
-Организация послепродажного обслуживания клиентов;
- Реклама;
- Формирование общественного мнения о фирме и товарах.
При определении стратегии маркетинга необходимо исходить из пяти возможных концепций маркетинговой деятельности.
Концепция совершенствования производства (производственная), утверждающая, что товары и услуги фирмы найдут сбыт на рынке, если они будут широко распространены и доступны по цене.
Концепция совершенствования товара (товарная), утверждающая, что на рынке найдут сбыт товары и услуги, отличающиеся наивысшем качеством, лучшими характеристиками и эксплутационными показателями.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая), утверждающая, что товары и услуги найдут сбыт на рынке, если фирма затратит значительные усилия на сферу сбыта и стимулирование продаж.
Традиционная маркетинговая концепция (потребительская), утверждающая, что товары и услуги найдут сбыт на рынке, если фирма правильно определит нужды и потребности целевых рынков и удовлетворит их более эффективно и продуктивно, чем конкуренты.
|
|
Социально-этическая концепция, состоящая в применении маркетинга с учетом одновременного выполнения условия удовлетворения потребностей как покупателей товара, так и общества в целом.
В комплекс маркетинговых мероприятий фирмы обычно входят:
- Изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;
- Анализ рыночных возможностей фирмы (доля рынка);
- Оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;
- Анализ используемых форм и каналов сбыта;
- Оценка используемых фирмой методов ценообразования;
- Мероприятия по продвижению товаров (услуг) на рынок (позиционирование);
- Изучение конкурентов;
- Выбор «ниши» (сегментирование) рынка.
Основополагающимися элементами маркетинга являются: «сегментирование», «позиционирование товара» и «доля рынка».
Доля рынка фирмы – это часть рынка отрасли, которая используется фирмой для продажи своих товаров.
Сегментирование рынка состоит в разделении общей совокупности потребителей на определенные группы покупателей (сегменты), различающиеся по целому ряду факторов (социальное положение, уровень доходов, профессия, семейное положение, возраст и.т.д.) и имеющие сходные потребительские запросы и предпочтения.
Позиционирование товара – мероприятия по продвижению товара на рынок и обеспечению конкурентоспособного положения.
Важным элементом плана маркетинга является ценообразование, выработка ценовой политики фирмы, которая заключается в установлении и изменении цен в зависимости от ситуации на рынке, что позволяет сохранить определенную долю рынка и получать прибыль.
Ценообразование. Цена товара может определятся исходя из:
- Себестоимости продукции;
- Цены конкурентов на аналогичный товар;
- Уникальных свойств товара:
- Цены, определяемой спросом на данный товар.