а) закономерности:
- мелодия – это речь, декламация, (речевая интонация), пение, мелодекламация (речитатив);
- гармония – это цвет музыки: напряжённость доминант, «вопросительность» субдоминант, или покой тоники, магнетизм и сила Кадансов и т.д
- динамика – это результат взаимодействия мелодии + гармонии +фактуры и др. средств;
- фактура произведения влияет или определяет жанр, жанр определяет энергию движения (размер), размер определяет форму движения и пластики рук; плотность или прозрачность фактуры создаёт то или иное эмоциональное напряжение;
- тонально-ладовая структура – влияет на форму произведения, его архитектонику и кульминацию.
б ) выразительные возможности:
звук имеет тембр, тембр - влияет на туше, туше - влияет на штрих, штрих влияет на характер и образ, образ возбуждает дальнейшее воображение исполнителя и т.д.
в) конструктивные связи:
интонация вливается в мотив, мотивы сливаются во фразы, фразы складываются в предложения, предложения в периоды, периоды складываются в целостную форму.
II. Научить технике игры:
а) освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого;
б) освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторные представления правильных игровых ощущений во всех фортепианных формулах и фактурах;
в) освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через
взаимодействие всех частей аппарата, на основе слухо-музыкальных представлений (слухо-моторный комплекс) и рациональности.
III. Способствовать развитию индивидуальных особенностей творческой натуры ученика, его личности, самосознания, широкого кругозора
на основе нравственных критериев, и стремления к самосовершенствованию в своём деле.
IV. Научить профессиональному способу (навыку) мышления в процессе
регулярных занятий:
- активному, требовательному слуху - вслушиванию в процесс вибрациизвука, интонации, мотива, фразы и т.д.
- слуховому контролю за ритмической энергетикой – внутридолевой, долевой, внутритактовой,
- мышечному и слуховому контролю за уровнями веса руки при озвучивании длительностей, долей такта, сильных и слабых тактов и т.д.
- сценической выдержке, сценическому поведению, умению направлять стратегический слух (внимание), опережая звукоизвлечение, успевая корректировать будущее звучание от предыдущего и управлять необходимыми эмоциями.
- любознательности к познанию новой музыки: чтению с листа, слушанию музыки и чтению литературы о музыке и т.д.
.....................................................................//...............................................................
Основы ежедневных занятий пианиста [О. П.1] : (дополнительно)
Разыгрывание – улучшает кровообращение в аппарате, настраивает слух на хорошее качество звука, плавное звуковедение, умение играть легато,формирует контакт с клавиатурой, укрепляет силу пальцев, гибкость и выносливость аппарата.
Примерная схема разыгрывания:
- Играть Аккорды (в тональности произведения)
- Играть Двойные терции с толчками по q q q q q q q q q q q q q q S S S S
- Двойные терции хроматические по триолям, ⌠⌠⌠, квартолям q q q q, затем по секстолям q q q q q q
- Играть Двойные Терции в «разбивку», как ломанные.
- Арпеджио короткие, ломанные, длинные, Д7 с обращениями
- Играть Гаммы в и расходящемся движении.
- Играть Упражнения по заданию педагога или упражнения К.Черни, Ш.Ганона, М. Тимакина,Ф.Бузони, В. Сафонова, И.Брамса, и т.д. [О. П.2]
Цель: Выработка слухового контроля и свободы всей руки, опоры в рояль, сильных, независимых, быстрых пальцев, общей гибкости. Всё играть с чёткими акцентами, с «подтекстовкой» (слова, стихи, считалки).
Профессиональное возмужание начинается с осознанного «послушания» и самодисциплины. ( из заповедей средневековых тайных обществ каменьщиков-масонов)
«Рука – орудие разума» (Брунер, американский психолог)
(необязательно) ä