Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Репортаж - это глаза и уши читателя. Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший или наблюдающий событие, а нередко и участвующий в нем. Отсюда - возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям, другими словами, использование всех многообразных средств, которые дают в результате эффект присутствия.
Но ни интервью, ни корреспонденция, ни заметка, ни комментарий не дадут зрителю такой наглядности и зрелищности, как репортаж.
Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.
· Автор должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.
· Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.
· Репортажи обычно пишутся сразу после события.
· Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.
· Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.
Монолог
Текст монолога формально не расчленен. Текст должен быть достаточно насыщенным и динамичным, чтобы длинный фрагмент текста не затруднил чтение. С помощью монолога можно создать текст, похожий на автопортрет участника: он сам раскрывается и рассказывает о практике и о себе.
Можно разбить монолог на тематические мини-главки по 200-800 знаков каждая: «О заселении», «О питании», «О первом маршруте» и т.д.
Очерк
Выделим как еще один вариант — очерк.
Он стоит на грани между документом и художественным образом. Это и позволяет автору быть максимально свободным в выборе сюжет и стилистики, тональности и ритмики изложения. В очерке могут сочетаться черты различных жанров, например, репортажа, зарисовки, интервью.
Очерк - это спрессованный рассказ о практике. Это не простая фактологическая справка. Объектами отображения в портретном очерке могут выступать как взаимоотношения студентов и полевые исследования, так и различные события, происходящие во время практики.
Автор обращает внимание на наиболее важные моменты в экспедиции, на свой жизненный опыт, особенности проводимых полевых работ, окружающую среду и обстоятельства и т.п. Написать его непросто, зато результат будет того стоить!
«Один день из практики»
Фактически это тоже очерк. Но он организован на основе рабочего дня вашего автора. Это удобно и динамично.
Вот пример:
6:45. Окраина Москвы. Рядом Рублевское шоссе. Мы стоим у здания Научного центра серречно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, в просторечии Бакулевки. В рекламных материалах его еще называют Дом сердца. Этот центр считается самым крупным в мире, по крайней мере, детей с врожденным пороком сердца здесь оперируют больше, чем в любом другом месте планеты: таких операций тут делают 3700 в год, а в самой большой американской клинике в Бостоне — 1000.
7:20. Кабинет директора. При входе — клятва Гиппократа, на столе у секретаря бумаги: «семья N выражает благодарность за спасение жизни M…», «приглашаем принять участие в конференции по…», «смета расходов на…».
Заходим в кабинет. Массивная мебель, кажется, в стиле ампир. На полу, на полках, на столах сувениры. Самый заметный — плюшевый лев чуть ли не в натуральную величину. Ассоциация прозрачная: Лео — лев.
7:30. Заходит Бокерия. Он уже успел переодеться для операции. Бледно-зеленый балахон хирурга как-то странно смотрится в дорогом кабинете. Уместнее было бы что-нибудь от Армани.
Время, отпущенное на первую часть интервью, истекло.
И так далее, до конца рабочего дня.