Двойные согласные. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

Упражнение 33

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание.

1) ж или з, с: жу…жание веретена, дро…ание голоса,
со…женное письмо,...жечь рукопись, тихонько ви…жать,
натянуть во...жи, дро…жевые грибки, мо…жевеловая трубка, иногда брю…жать, чуть бре..жить, бры…жжет искрами, дребе…жащее колесо;

2) с или сс: ро…ийский опыт, колхозы Белору..ии,
просторы Ро…ии, студенты-белору...ы.

Упражнение 34

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки и корни.

Бе…контрольный, бе…срочный; ра…тащить, ра..ста- вить; в…зрение, в…стание; и…пытать, и...следовать, и…жа­рить, и...зябнуть; п…давать что-либо, п...даваться чему-либо; по…считать, о…читать; ра…считать, ра…чет, ра…четливый, о…считывать, ра…считывать; ра...светать, ра…цветать; о…тирать, о...дирать; по…черкнуть, п…черк.

Упражнение 35

От данных слов с помощью указанных приставок образуйте новые слова и перепищите, подчеркивая конечную согласную приставки и начальную согласную корня. Составьте по два словосочетання со словами, образованными от выделенных.

1) из-(ис-): сохнуть, черпать, жевать, сушить;

2) без- (бес-): спорный, злобный, смертный, вкусный, шумный, ценный, сонный, славный;

3) раз- (рас-): чертить, считать, следовать, знако­мься, седлать, стелить, счет, сеять;

4) воз- (вос-): звание, становление, зрение, созда­ть, давать.

Упражнение 36

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание (устно).

1. Нина Иванцова угадывала каждый его взгляд, дв... жение, бе…прекословно, б…страшно выполняла любое его поручение (Ф.). 2. Отец Виктора, опустив во...жи, тоже соск…чил с телеги и тут же на месте и…чез, будто и…парился (Ф.). 3. Поезд углублялся в леса Севера пр…дверие Кольского полуострова (Лид.). 4. Она стала пр…хварывать, а потом и совсем ра…хворалась, нервы ее совершенно расстроились (Остр.). 5. Грифцов уверял, что на р…четном счете денег у него мало. Дней через пять начнут поступать средства от заказчика, тогда он р…считается (Рыб.). 6. В чине поручика он п...давал в отставку… Отставка р…сорила его с отцом (Т). Комендант подпустил их [мятежников] на бли…кое р…стояние и вдруг вып…л ил опять (П.). 8. Крепость была р…зорена и вы…жена (П.). 9. Долго говорил мне этот человек о своем миров…зрении (Аpc.).

Упражнение 37

От данных слов образуйте сушествительные, обозначающие названия лиц. Составьте с ними словосочетания и перепишите, подчеркивая двойные согласные.

Программа - программист, опытный программист; коммуна, артиллерия, классицизм, пессимизм, тер­рор, металл, оккупация, коммерция, диссертация.

Упражнение 38

От данных слов образуйте прилагательные с помощью указанных суффиксов, подберите к ним существительные и запишите полученные словосочетания, подчеркивая двойные со­гласные.

1) -н-: параллельно, пассив, программа, компро­мисс;

2) -ивн-: масса, прогресс, эффект;

3) -(иче)ск-: кристалл, классик, пессимист;

4) -онн-: оккупация, дискуссия, комиссия;

5) -альн-: коллегия, колосс, территория.

Упражнение 39

Прочитайте данные слова, обратите внимание на их написание (в них нет двойных согласных). Составьте по одному словосочетанию с каждым словом и запишите их, подчеркивая выде­ленные согласные.

Галерея, гуманизм, десант, драма, имитация, кари­катура, коридор, пьеса, ресурсы, гостиная, труженик, разорять, расчет.

Упражнение 40

Составьте словосочетания с существительными, образуя их от слов, указанных в скобках. Перепишите и подчеркните в этих существительных удвоенные согласные.

Подать... (апеллировать) - подать апелляцию, ра­ботать... (ассистировать), получить... (аттестовать), подробный... (комментировать), строить... (баррикади­ровать), строгая... (дифференцировать), яркая... (ил­люстрировать).

Упражнение 41

Перепишите, вставляя пропущенные согласные. В случае сомнений проверьте по орфографическому словарю.

I. 1) л или лл: полная и…юзия, провести ко…оквиум, криста…ическое вещество, криста…ьно чистый человек, художественная га…ерея, мета…ический звук, писатель бе...етрист;

2) нили нн: мраморная коло…ада, пробить ту...ель,
те…исный корт, труже…ики тыла, роскошная гости...ая;

3) м или мм: програ…ированное обучение, стойкий
и…унитет, су…ировать результаты, удачная и...итация,
опубликовать ко…юнике, подлинный гу…анизм, дра…а­тизм обстановки.

II. 1) р или рр: жестокий те…ор, известный карикату­…ист, те…иториальные воды, небольшая те...аска, темный ко...идор;

2) с или сс: открыть диску…ию, новая тра...а, богатые
ре…урсы, коло…альные возможности, советская пре...а,
прогре…ивный писатель, ставить пье...у, высадить де…ант;

3) т или тт: предъявить а…естат, новый а…ракцион,
развивать а…аку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: