Можно предложить несколько оснований классификации и соответственно выделить несколько видов правовых норм:
1. По форме выражения: нормы-принципы, нормы-дефиниции нормы-декларации и нормы-правила поведения.
Нормы – принципы - это предписания, закрепляющие основополагающие императивные требования, начала, которые выражают сущность права в целом, или какой – либо его отрасли. Примером нормы - принципа может быть ст.1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина».
Нормы – дефиниции содержат определения: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст.5 Гражданского кодекса РФ).
Нормы – декларации содержат программные установки, указывают на задачи и цели: «Задачами законодательства об административных правонарушениях, - говорится в ст.1.2. Кодекса об административных правонарушениях, - являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».
|
|
Нормы - правила поведения содержат указания на права или обязанности: «Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора» (ст.73 Гражданского кодекса РФ).
2. По целям: охранительные и регулятивные.
Охранительные нормы содержат либо непосредственный запрет на совершение каких-либо действий, либо указание на наказание, которое ждет правонарушителя; большинство норм особенной части Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях являются охранительными. Например: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда» (ст.7.27 Кодекса об административных правонарушениях).
Регулятивные нормы содержат в себе указание на права, либо обязанности: «На период осуществления полномочий доверенного лица работодатель… обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск» (ст. 31. Закона Волгоградской области «О выборах депутатов областной Думы 2003 г.).
|
|
Следует заметить, что деление правовых норм на регулятивные и охранительные весьма условно, поскольку любая норма и регулирует и, одновременно, охраняет общественные отношения.
3.По отраслям права: материальные и процессуальные.
Нормы материального права определяют права и обязанности лиц, устанавливают что должен или может сделать субъект права, процессуальные – определяют процедуру осуществления прав и обязанностей, как нужно выполнять права и обязанности. Как правило, процессуальные нормы содержатся в специальных процессуальных нормативных актах – в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и т.п. кодексах.
Иногда, процессуальные нормы могут включаться и в нормативные акты материальных отраслей. Например, в разделе IV Кодекса об административных правонарушениях устанавливается порядок производства по делам об административных правонарушениях.
4. По характеру правового предписания: управомачивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомачивающие нормы содержат указания на права: «Каждый имеет право на жилище» (ст.40 Конституции РФ).
Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).
Примером запрещающей нормы является ч.3.118 Конституции РФ: «Создание чрезвычайных судов не допускается».
5. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.
Императивные нормы закрепляют строго определенный вариант поведения, которого неукоснительно должен придерживаться адресат нормы; выбора в этом случае у субъекта нет. Императивный характер присущ большинству норм конституционного, уголовного, административного и некоторых других отраслей права, например: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия» (ст.116 Конституции РФ).
Диспозитивные нормы предусматривают, как правило, несколько вариантов будущего поведения лица, к которому обращена норма; участники правоотношений самостоятельно, путем договоренности между собой выбирают один из возможных вариантов поведения. Диспозитивный характер присущ большинству норм гражданского, семейного, предпринимательского права. Например, в ст. 320 Гражданского кодекса установлено, что «должнику, обязанному передать кредитору одно или другое имущество, либо совершить одно из двух или нескольких действий, принадлежит право выбора…».
Рекомендательные нормы содержат в себе пожелание, совет придерживаться определенного поведения; при этом субъекты вовсе не обязаны неукоснительно его выполнять. Как правило, в национальной правовой системе рекомендательные нормы занимают весьма незначительное место; гораздо больше таких норм существует в международном праве. Примером рекомендательных норм являются, например, Типовой договор о выдаче преступников, разработанный органами ООН, Типовой договор об оказании взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам и т.п.
Примером поощрительной нормы может служить ст. 191 Трудового Кодекса РФ: «Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)».
6. По способу правотворчества: нормы, непосредственно установленные государством, и нормы, санкционированные государством.
|
|
Нормы непосредственно установленные государством содержатся в нормативно-правовых актах, принимаемых компетентными государственными органами.
Примером норм санкционированных государством являются правовые обычаи, учредительные договоры (уставы) об образовании юридического лица после регистрации их в государственных органах и т.п.
В литературе встречаются и иные классификации правовых норм: по предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д., по юридической силе (нормы закона и подзаконных актов), по времени (постоянные, временные и чрезвычайные), по субъекту нормотворчества (нормы, установленные народом, органами законодательной власти, Президентом, органами исполнительной власти, местного самоуправления), по широте охвата регулируемых отношений (общие и специальные).