Методика работы с алгоритмами

(фундаментально разработана в статье Е.М. Заморзаевой «Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов»).

До начала изучения каждой конкретной темы подготавливается база для работы с новым материалом. Закрепляются те навыки, на которых основываются «шаги» алгоритма. Так, до начала изучения орфограммы «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах» отрабатывается умение образовать и определить форму глагола настоящего времени, 3-го лица, ед. числа и неопределенную форму; перед изучением теме «Правописание О-Е после шипящих и Ц» следует повторить буквы, обозначающие шипящие звуки, потренироваться в определении таких частей речи, как существительное, прилагательное, наречие, глагол, регулярно проводить морфемный анализ и т.д.

Наиболее важным, трудным и спорным моментом алгоритмизации является этап ввода нового правила и модели предписания (алгоритма), т.к. от этого зависит в дальнейшем успех в его использовании. Огромное значение имеет психологическая подготовка учащихся к усвоению алгоритма. Например, с учениками 5 класса провожу беседу о том, что даже привычные в быту вещи (телевизоры, пылесосы, фотоаппараты и т.д.) только тогда хорошо и надежно служат нам, если мы знаем инструкции по пользованию этими приборами, аппаратами. Для работы с орфографическими правилами тоже нужно составлять точные инструкции, чтобы не сделать ошибок.

Проблемным является вопрос о том, давать ли ученикам готовый алгоритм или составлять его с ними. Одни психологи и методисты рекомендуют обучать школьников самостоятельному составлению модели алгоритма (например, Д.Н. Богоявленский), другие рекомендуют давать готовые (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Я считаю, что это зависит от трудности материала, подготовленности класса. При вводе готового предписания учащимся отводится лишь пассивная роль, поэтому предлагаю готовые модели только при повторении обобщающих тем (с целью экономии времени), и то после предварительной беседы с учащимися, в процессе которой в самой общей форме может быть выяснена структура алгоритма и его узловые моменты.

Итак, основной этап – знакомство с новым правилом и алгоритмом его применения. Школьники под руководством учителя анализируют структуру правила. При этом система вопросов по правилу организуется таким образом, что у учащихся должно создаваться впечатление, будто они сами открывают рациональные приемы мышления.

Все составленные алгоритмы записываются учениками в специальные тетради-справочники. Эти тетради необходимы при повторении, работе над ошибками, при подготовке к экзаменам. Тем более необходимы такие тетради в связи с тем, что многие алгоритмы могут оформляться постепенно, по мере изучения правил (например, алгоритм правописания приставок, алгоритм правописания О-Е после шипящих и Ц, алгоритм правописания Н и НН во всех частях речи и многие другие). Если есть возможность, алгоритмы, как и опорные конспекты, могут быть перенесены на большие листы и использоваться при повторении и обобщении материала.

При использовании алгоритмов учителю необходимо выбрать целесообразный темп прохождения школьниками всех этапов в зависимости от общего уровня подготовки класса и с учетом индивидуальных особенностей ребят. Учителю, который впервые обращается к данной методике, можно сначала испытать ее в занятиях с отстающими учащимися – на консультациях, в индивидуальной работе. Здесь прием дает наилучший эффект, и, занимаясь с небольшим количеством учеников, учителю легче будет овладеть методикой обучения по алгоритмам.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРЕШАЮЩИХ АЛГОРИТМОВ

Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа.

1.Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.

Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.

2.Основной этап:

а)начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма.

б)далее по схеме разбираются 2-3 примера.

в)раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице.

Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала -коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий (например, в форме таблицы).

шаг2

г)развернутое комментирование (карточки закрываются)

д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).

Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).

3.Этап сокращения операций.

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся.

Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность.

Проблемы работы с обобщающими алгоритмами примерно те же.

Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы:

1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить последовательность операций;

2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них;

3) вопросы учащихся типа: "что будем писать при двух ответах "да", при четырех "нет"?

Для формирования умения составлять алгоритмы детей нужно нау-чить: находить общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное; планировать последовательность выделенных действий; правильно записать алгоритм.

В начальных классах в методической работе используются правила и определения, которые эффективны в случае их точного, уместного и быстрого применения.

Существует следующая их классификация:

_1. Правило - указание или запрещение.

Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила - правописание гласных после шипящих: "жи", "ши","ча", "ща", "чу", "щу". Алгоритм его состоит из одного действия - "шага".

_2.Определение - результат наблюдения над языком.

Оно соединяет в себе и грамматическое и орфографическое наблюдение. Пример такого правила: "Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов пишется одинаково." (2 класс)

_3. Правило - указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний.

Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова, либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет свой алгоритм - не менее двух действий - "шагов". Пример: "Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы."(2 класс)

Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? отчестве? фамилии?

_4.Грамматические определения.

Орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные - из 3-5 шагов. Пример алгоритма: распознавание приставки с целью ее правильного написания.(3 класс) 1 шаг: Найти в слове корень. 2 шаг: Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее. 3 шаг: Определить, какое слово образовано с помощью приставки, от какого слова образовано? 4 шаг: Проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково (4 шаг-орфографический).

_5. Правило - предписание к выполнению действия.

Правило не указывает написания или его вариантов, а показывает прием проверки. Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например, по проверке безударной гласной в корне:

1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.

2 шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударяемый слог).

3 шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.

4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверить написанное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: