Основная тема:
Три гуны природы привязывают обусловленную душу к материи, вызывая у нее различные эмоции и переживания.
Подпункты:
А. Шрила Прабхупада обобщает описание того, как три гуны обуславливают нас: «Живые существа, обусловленные материальной природой, бывают разных видов. Одни - счастливы (в благости), другие - активны (в страсти), а третьи - беспомощны (в невежестве).»
Б. Гуна благости (саттвам):
· Обуславливая человека, дает ему знание и ощущение счастья (14.6)
· Признаки: способность видеть вещи в истинном свете и чистота внутренняя и внешняя2 (14.11)
· Результат: после смерти - райские планеты (14.14), деятельность - ведет к очищению (14.16)
В. Гуна страсти (раджах)
· Обуславливая человека, порождает в нем страстные желания и привязанности (14.7)
· Признаки: жадность, накопительство, неконтролируемые желания, постоянное построение новых планов (14.12)
· Результат: после смерти вновь рождается среди тех, кто трудится ради результата (14.15); деятельность - ведет к страданиям (14.16).
|
|
Г. Гуна невежества (тамах):
· Обуславливая человека, порождает безумие, леность и сонливость (14.8)
· Признаки: угрюмость, пассивность, безумие, иллюзия (14.13)
· Результаты: после смерти рождается в животном царстве (14.15); деятельность ведет к глупости (14.16)
Д. Гуны природы соревнуются за преобладание в человеке (14.10)
· Находясь под влиянием низших гун, человек может предпочесть развивать высшие гуны, и таким образом помочь им одержать верх над низшими. Так человек может подняться в высшие гуны.
Е. Сознание Кришны естественным образом освобождает человека от влияния гун материальной природы (14.10).